Для начала – небольшая отмазка. Так получилось, что работа над данной статьёй была начата ещё летом. Но лень, московские выставки и другие дела позволили закончить её только сейчас. Конечно, изначально новогодним подарком должен был стать обзор тестирования метательных совков от «Русского дартса». Мы уже отослали все материалы Александру Сальникову, ведь без его веского «Одобрямс!» размещать обзор не хочется… Но наступающий Новый Год и связанная с ним суета пока не позволили Александру ответить нам. Поэтому я наконец-то дописАл статью про экспозицию питерского музея клинкового оружия.
В нашей стране проходит не так уж много выставок, посвященных тематике холодного оружия. Традиционные «Клинок» и «Арсенал», проходящие в Москве уже больше подходят под определение «выставка-ярмарка». Экспозиций, где выставляется историческое холодное оружие без упора на возможность купить его вообще крайне мало.
Поэтому, узнав о проходящей в Санкт Петербурге выставке холодного оружия, я не мог упустить возможность побывать там. Экспозиция располагалась на Конюшенной улице
Первыми экспонатами, которые видел человек, приходя на выставку, были раритетные машины и мотоциклы. Там даже можно было увидеть настоящий луноход. К сожалению, времени на осмотр выставки у меня было в обрез, поэтому я галопом пронёсся между рядами моторной техники и спустился в подвальное помещение.
Экспозиция холодного оружия была оформлена довольно неплохо: лучи светильников выхватывали из подвального мрака стенды c мечами, шпагами, кинжалами, ножами и другими видами холодного оружия. К сожалению, эта красота мало способствовала фотографированию, что, в купе с моим дилетантским умением делать снимки, отразилось на получившихся фотографиях. Так что прошу не судить строго. Но, вернёмся к выставке и её экспонатам. А экспонатов было довольно много. Стенды с холодным оружием были довольно логично разбиты на группы, о которых я и расскажу в том порядке, в котором я их осматривал.
Первым делом я прошёлся по стендам справа от спуска/входа на выставку. Там расположились ножи и ножевые композиции, представляющие современное ножевое искусство. Особой логики в моих перемещениях не было – я просто шёл по периметру выставки против часовой стрелки, параллельно фотографируя всё, что попадалось на глаза. Поэтому просто опишу то, что видел. Ну а вы, дорогие читатели, можете полюбоваться на фотографии всей этой красоты.
Сабли, шпаги и шашки сменил ножевой набор «Утончённость». Далее шёл нож «Дубрава» из дамасской стали с отделкой серебром и гранатами. Набор из ножа и топора «Орёл и цапля» (серебро, бивень мамонта, дамаск) напоминал не то Древний Египет, не то древнеиндейскую скульптуру. Дальше шли охотничьи ножи Жукова и Помпухи. Ножи «Булат», «Русич» и «Подсолнух» были воткнуты в брёвнышко, возле которого красовался нож с ножнами «Крестики-нолики». Неплохая задумка, да и исполнение не подкачало. На том же стенде лежал и жуковские кортики «Балтийский», «Императорский» и другие. Дальше пошёл авангард. Набор кинжалов «Хит-трик. Конверсия» отличался от прочих тем, что для его создания использовались аксессуары санитарно-тхнических комнат (вентили, тройники и т.п.), на клинки пошли переделанные напильники. Взгляд в другую сторону – и перед нами снова шашки. Рядом – церемониальная шпага «Белая ночь». Вернёмся к нестандартным композициям и авангарду. Ножевая композиция «Великая Россия» вызывала ассоциации с творениями Фаберже, выражая мощь и самобытность русского народа. Потом я на несколько минут «выпал из реальности», настолько авангардными и яркими были виденные мной ножи. Просто перечислю, а уж вы полюбуйтесь на фотографии. Кинжал «Терминайф», композиция «Налётчик», кинжал «Странник», кинжал «Аллигатор», кинжалы «Охотник 1» и «Охотник 2», композиция «Жуки», кинжал «Сталкер», композиция «Муха». За ними шёл меч на подставке «Русский Пегас», занявший в Москве на 14-м «Клинке» II место в конкурсе «Фантазийное оружие». Слегка ошалев от увиденного перевожу взял на другую сторону. Более привычными очертаниями радуют питерская «Артиллерийская» сабля и златоустовские трость «Хранитель», кинжал «Кавкзский» и кортик «Адмиральский». Драгоценной отделкой «хвастались» кинжалы «Звезда Востока», «Персидский изумруд», «Птица-миф», «Попугай», «Эмирский», «Персидский лев». Отдельно висел меч князя Довмонта (я так и не понял – реплика или оригинал). На соседнем стенде начиналась Азия. Непальские кукри соседствовали с турецким, китайским, японским, эфиопским и тайландскими клинками. Швеция, Пруссия, Венгрия, Литва и Франция были представлены военными шпагами и саблями. Оружие народов Азии, Африки и Полинезии заметно отличалось от европейского. Старый знакомый – крис (была у нас статья про это оружие) степенно лежал на том же стенде. Дальше следовало русское оружие – шашки, тесаки, кинжалы и кортики. Русские бердыши XVI-XVII веков соседствовали с немецким мечом правосудия XVI века. Катар? Привет! А мы про тебя писАли. :) Джамбия, турецкий топор «балта», индийские, персидские и турецки сабли… Изогнутые и смертоносные азиатские клинки! Штыки, байонеты и штык-ножи. Маленький и скромный стендик клинков, крепившихся к огнестрельному оружию. Дальше шло европейское холодное оружие – сабли, шпаги, рапиры, тесаки и кортики военных. Клинковое оружие Третьего Рейха радовало глаз строгостью и чёткостью форм. Содержание, понятно, не уступало. Сабли, шпаги, тесаки и топоры морских офицеров Европы XIX-XX века были последними стендами, увиденными мной, пред тем, как я покинул выставку.
Жаль, за пол часа, проведённые в музее клинкового оружия, не удалось как следует насладиться всем этим великолепием. Оглядываясь назад, понимаю – и ходить там можно было часа два-три (а у меня поджимало время, благо посетил выставку в день отъезда из Питера), и фотографий сделать побольше и подетальней… Но, полагаю, и тех, что успел наснимать, хватит для того, чтобы окунуться в атмосферу и прочувствовать дух музея клинкового оружия и этих прекрасных клинков.
N.B. В статье около 75 фотографий! Все они располагаются справа.