Мы уже писали о некоторых видах мечей – пате, клэйморе, цзяне, дадао, и другом оружии Востока. Но знания одной теории мало. В любые времена, любым мечом нужно ещё и уметь пользоваться. Вот и поговорим о фехтовании на мечах. Что это за наука такая и как она появилась.
Наверно первые шаги техника фехтования сделала одновременно с первыми шагами человечества, когда первобытный человек догадался, или это было интуитивно, подставить под удар дубинки врага свою, остановив её или отведя в сторону.
Шло время. Рос ум человека, росло и умение убивания себе подобных да желание сохраниться самому.
Древний Рим. Совершеннейшая армия и тактика на тот период. Но фехтования на мечах как такового нет. Вся техника сводится к коротким ударам из-за щита или же укола. Но есть гладиаторы – рабы, погибающие на потеху граждан Рима. Сражаясь с различными противниками и хищными зверями, гладиаторы оттачивали технику фехтования. Да, уже фехтования на мече. Ибо от этого зависело его долголетие. Вот этот опыт и техники легионеры и перенимали со временем, сталкиваясь с «варварами». Да и сами «варвары» были хорошими учителями.
«Варвары» Европы. Эпоха переселения народов перемешала племена этих земель подобно винегрету. Постоянные многовековые стычки разных племён и народов обогащали опыт пользования оружия. Но техника фехтования была простейшей (но от этого ничуть не менее эффективной) – мощные размашистые удары, главной целью которых было проломить или снести защиты врага и прорубить его доспех.
Эпоха викингов. Эпоха меча викингов, а точнее каролингского меча. Совершенствуется доспех, улучшается оружие. Ещё рано говорить о высоком фехтовании мечом, но первые шаги техника фехтования в современном понимании делала именно в это время. Непоседливость скандинавских и славянских народов, толкающая их в путешествия на край света, приводила их и в Византию, и в Азию. А там своя техника фехтования, свои традиции и приёмы. Хочешь выжить – осваивай, учи и учись. До недавнего времени даже учёными считали каролингский меч чисто рубящим клинком. Но сей меч и в колющих ударах неслаб. Да, в основной массе у меча-каролинга остриё скруглённое. Но! Тычковый удар в кольчугу подобным остриём ужасен. Не будет глубокой раны, но кольчугу и даже чешуйчатый панцирь клинок «пройдёт», а контузия и внутреннее кровоизлияние уж точно обеспечены. К тому же, некоторые доспехи, а именно мягкую броню, такой мысок пробивает лучше заострённого. Но уколы применяются ещё очень редко, основная техника – рубка. И рубка мощная, с хорошим темпом и неодноразово. Серия, просто град ударов. И пусть первый, и даже четвёртый, удар не поверг врага – они не бесполезны – твой враг отступает, он сбился с темпа, пошатнулся. Его шлем промят, а то и вовсе сбит, щит прорублен, отбит в сторону, сам враг устал, он контужен и даже слегка ранен…И такой шанс воин того времени не упускал.
Викинги - умелые, проверенные во множестве схваток воины, способные биться в одиночку, плотным строем и небольшой группой не различали владение всяким оружием, а иной раз и кулаками, обобщая это умение одним словом – idrott. А меч был, всего лишь, одним из.
Средние века. Эпоха рыцарства, эпоха благородного меча. Техники фехтования мечом практически не изменились. Чуть чаще в схватке применяют перекрестие меча, навершие. С изменением клинка (появляются чисто колющие, протыкающие пластины доспеха мечи) применяются хваты второй рукой за клинок для усиления и точности уколов. Но основная техника всё та же – мощные сметающие удары. Вот только солдаты ополчения, не имеющие достойного доспеха, вынуждены были либо уворачиваться, либо совершенствовать технику фехтования на мечах. И был ещё один «путь меча». Горожане, мастеровые средневековых городов, имеющие право на ношение оружия, так же обучались и совершенствовали техники фехтования. Отсутствие доспеха вынуждало совершенствовать защиту клинком и подвижность, маневр. Ежели победителя в рыцарском поединке часто определяли качество доспеха и физическая подготовка воина, то итог поединка между горожанами вытекал из мастерства противников. Да и противниками сей категории меченосцев частенько были люди разбойные, не гнушающиеся грязных приёмов. История ВСЕХ старинных фехтовальных школ восходит к средним классам той Истории. В отличие от рыцарей, упражняющихся с себе подобными и в одной системе фехтования, горожане перенимали приёмы где только возможно – от борцов и стариков – ветеранов до цирковых артистов, исполняющих трюки и танцы с мечами. Всю историю средних веков рождаются фехтовальные школы, в которых любой желающий, при достаточной отваге и состоятельности, мог приобрести знания в искусстве умерщвления себе подобных. Многие из них объединялись в корпорации или гильдии. И самой знаменитой из них была корпорация «Община святого Марка». Противостояние и конкуренция между гильдиями привели лишь к росту требований мастерства учителей фехтования. Появляются первые трактаты по фехтованию. Самым известным, дошедшим до наших дней, является кодекс Ханса Талхоффера. Сей фехтбух повлиял на множество школ, как современных, так и последующих годов.
В эти года на поле боя властвует длинный меч. В технике фехтования, помимо классических рубящих ударов и уколов, немало ударов дужками перекрестия, навершием, используются подрезы коленных сгибов. Вот что о средневековом фехтовании говорил большой специалист по мечам Хериберт Зайтц: «Всё, что сулило успех, применялось без всякого исключения…. С этой точки зрения, искусство фехтованя было без правил – жестоким и примитивным». Вполне естественно, что техника фехтования на мечах служила победе в поединке любым способом. Фехтовальщик Ханс Сакс (1494 – 1576) рассказывал «…перерубание ног, укол в пах или лицо, перерубание руки и отрубание пальцев. Если наказанием за проигрыш было тяжкое увечье или смерть, то само собой, будешь выигрывать любой ценой».
В средние века одновременно существовало два различных стиля фехтования на мечах – итальянский и немецкий, а точнее – германский. Именно немецкими мастерами меча было написано большинство книг по фехтованию. XV век. В Германии расцветает население свободных городов, становясь большой проблемой для рыцарства. А посему горожане поневоле осваивали искусство порубания брата своего во Христе, дабы уберечь добро своё с жизнью своей. Благо императором дадена привилегия ношения меча. Ношение меча было не только весомым средством демонстрации более высокого статуса, но и заявкой на личное уважение, а при случае и способом это самое уважение и потребовать. Всё это послужило возросшим спросом на учителей фехтования. Именно поэтому в Германии средневековья искусство меча переживает новый расцвет. И лишь тридцатилетняя война, разорившая германские земли, привела к упадку искусство фехтования.
К этому времени шпага постепенно оттесняет меч. Новые техники фехтования новым оружием приходят из Италии и Испании. И лишь много спустя в законодатели фехтования выходит Франция.
Итальянский стиль боя многообразный мощный, в нём используют ВСЕ возможности обеих рук и всего тела, шпаги вместе с дагой или фехтовальным щитом. В каком-то смысле итальянская техника совсем не признаёт защиту «клинок на клинок». Нет, защита необходима. НО - встречай своим клинком не клинок врага, а его кисть, запястье. А ещё лучше – глаза. Больше тычковая техника итальянского стиля фехтования была весьма эффективна в бою. Но Европа признала её именно как «поединочной» техникой, дуэльной. А этих дуэлей случалось предостаточно.
Несколько ранее появившаяся техника боя шпагой (в то время она называлась немецкой) ставила на секущие удары. Такая техника была весьма хороша при ситуациях «один против многих». А самый молодой, французский стиль требовал решение всех задач боя ОДНИМ клинком и маневрируя телом. «Дритто скуалембратто» - косой в правую ключицу и, как продолжение атаки, резкий выпад дагой под мышку. Длинный клинок мешает короткому, стало быть, дага должна быть ниже шпаги, пропуская её вперёд на треть движения».
Но самые именитые мастера фехтовальных школ осваивали и технику боя двуручным мечом, пикой и алебардой. И не потому, что шпагу почитали за «городской», дуэльный клинок, нет - каждому бою – своё оружие. К примеру, Жерар Тибо д’Анвер ставил на перемещения. Сложнейшие движения по окружности с сокращением дистанции по радиусу и хорде. Сам Тибо был мастером испанской техники фехтования, но, создав новую традицию, которая развила староиспанскую школу, продвинул французский стиль. Но до XVI века как таковых фехтовальных школ во Франции не было. Первые французские школы открывали итальянцы. Например, Сильви - преподававший при Карле IX и прославившийся обучением герцога Анжуйского, ставшим королём Генрихом III. В начале века наставниками в фехтовальном искусстве обычно были немецкие наёмники, служащие французским королям. И наверняка среди них встречались и члены «Братства Святого Марка». О великий и кровавый XVI век! Когда дуэли были запрещены, Францию захлестнул помешательство на поединки чести. Это век, обошедшийся стране в 40 000 смертей, 40 000 дворян погибших в поединках. Это век, когда достоинство и красота дамы оценивались количеством поединков, а значит и смертей, за неё.
Интересно то, что в Испании – родине системы фехтования, отошли от практической техники боя. Когда во Франции, да и в остальной Европе, поняли – чем проще, тем совершеннее, испанцы сделали из фехтования тайную науку. Где помимо самого практического фехтования требовались познания в геометрии, философии и натурфилософии, где главными были аристотелевские принципы, а итогом – вывод, что совершенное изучение теории непременно приведёт к победе, невзирая на физические недостатки. Странно, что с такими искусственными правилами фехтования в XVI и XVII веках испанцы славились как опасные дуэлянты. Несомненно, что долгие занятия фехтованием, пусть и не совсем совершенными техниками, даёт свои результаты.
Где-то в 1560 – 1570 годы во Франции зарождается собственный стиль фехтования. Отличающийся от итальянского. В 1635 году Жан Батиста ле Перш дю Кудрэ (ученик известного Патера) публикует трактат «Занятие фехтованием или обращение с рапирой с наконечником». Когда к Франции была присоединён Страсбург, была «офранцужена» величайшая фехтовальная школа «Братьев святого Марка». И естественно французы полностью использовали опыт и мастеров этой академии. Изучая опыт различных школ и стилей, «очищая» технику фехтования, французский стиль завладел всей Европой. Многолетние опыт и преемственность мастеров сослужили только на благо технике фехтования. Это был постоянный непрерывный прогресс. Где совершенствование искусства умертвления шло путём отказа от несовершенных приёмов. Мастера старались достичь победы точностью, а не многообразием или суетой. И эти принципы поддерживаются и поныне. Кристаллом этого опыта стала книга морского офицера ле сьера Жирара, выпущенная в 1730 году. Этот фолиант сопоставляет французскую школу с итальянской, испанской и немецкой. Написанная офицером, а не теоретиком, книга полна реального фехтования и описывает технику шпаги против другого оружия – палаша, пики. Эта работа совмещает приёмы для случайных уличных стычек с всевозможным отребьем и отточенные «благородные» приёмы дуэли. Шпага считалась именно французским оружием, а посему и фехтование шпагой в любых землях преподавалось французскими мастерами.
Весь XVIII век мастера клинка совершенствовали технику фехтования шпагой. Все введённые усовершенствования в фехтовании перекладывались и на другое оружие. Таким образом и родилось современное фехтование – точное, простое, но эффективное, без лишних финтов и движений. Были написаны многочисленные труды по фехтованию, в которых часто рассматриваются не только шпажные техники.
Но даже эти труды не были последними в описании фехтовальных техниках. Как пример – Эджертон Кастл. Живший на рубеже XIX – XX веков считается родителем «исторического фехтования». Будучи специалистом по средневековому оружию и старинным трактатам, он пришёл к фехтованию через свои увлечения. Капитан Альфред Хаттон (1839 – 1910) служил в драгунском полку. Но помимо обязательных занятий шпажного фехтования и «служебного» освоения сабли с юношества осваивал у ветеранов технику шотландского палаша. Изучаемая им техника считалась преемницей мечевого стиля, но в «пороховой» XIX век уже была совершенно устаревшей. И виной всему век Просвещения, считающий клиночное мастерство пережитком дремучего Средневековья. Но. Наполеоновские войны вынудили вспомнить о фехтовальной технике. Создав группу из единомышленников, в которую вошли многие офицеры, практикующие боевые техники – полковник Сирил Мэттью, а особо капитан Ричард Френсис Бартон, Хаттон возродил технику фехтования. В его школе практиковали фехтование одноручным мечом с баклером, двуручником и шпагой. О школе Хаттона можно говорить как о прямой преемственнице техники Средневековья, так и о попытке реконструкции. Но реконструкцией занимались мастера боевого фехтования, наследники рыцарских традиций. Следуя правилу старых мастеров – учить не фехтовать, но сражаться – Хаттон создал несколько военно-прикладных методик, наложив технику меча на штыковой бой, применение полицейской дубинки. Чтобы не отдалятся от современности, были отобраны такое близкое времени оружие как армейская сабля, кинжал и обязательный штык. Многие наработки Хаттона были значимы в годы Первой Мировой войны. Более того – некоторые техники стали основой, фундаментом рукопашному бою рождающимся частям СпецНаза.
Сегодня фехтование на мечах переживает второе рождение. По всему миру распространяются клубы исторической реконструкции. Какие-то из них пытаются возродить технику фехтования на основе национальных рукопашных школ, какие-то – по старинным фехтовальным фолиантам.