Пата или пуддха, есть комбинация прямого обоюдоострого меча и доспешной защиты предплечья и кисти. Клинок стыкуется с защитной чашкой с рукоятью внутри. У пата рукоять перпендикулярна клинку, точно как у катара, но на доспехе расположено несколько поясков для фиксации руки. Весь доспех изнутри имеет простёганную подкладку, что даёт дополнительную надёжность фиксации руки и амортизацию.
Конструкция пата такова, что абсолютно исключает движения запястьем. Ни мышцы пальцев, ни мышцы предплечья в ударе не участвуют. Рукоять, как и катара, удерживается лишь для того, чтобы клинок не соскользнул с руки. И точно так же, что и у катара, при рубящем ударе отдача проходит через наруч прямиком на предплечье. Всё это, плюс обоюдоострый клинок, сонаправленный с предплечьем, порождают сильнейшие удары при проведении самых разных приёмов. Но освоение пата требовало изучения специфических техник и многих лет.
Клинки пата были от 60 до 100см. с шириной у рукояти в 35-50 мм. Вес достигал 1.5 - 2.2 кг. Клинок пата крепился заклёпками к пластинам, отходящим от защитной чашки.
Чашка пата, закрывающая кисть, часто делалась в виде головы слона, змеи, рыбы или дракона. В этом случае клинок выдвигался из открытой пасти подобно огромному языку. Ещё один популярный мотив формы чашки – мифический лев Яли, заглатывающий слона.
Имеется несколько версий появления пата. По одной из них пата – «потомок», эволюция катара. По другой версии наоборот – вначале был пата, от которого упрощением конструкции и произошли катары. Но истина такова, что и катары и пата были на вооружении в один и тот же период истории.
Техника фехтования мечом пата состоит из рубящих ударов, с вложением силы всего тела. При промахе рубящего удара, клинок не одёргивают и не останавливают, а петлеобразным движением переводят в новый удар. Уколы проводят, чаще всего, как контратаку. Защита строится отведением оружия противника плоскостью клинка с переходом в контратаку. Любое движение сочетается с особыми перемещениями, которые выводят воина, вооружённого пата на новые уровни атаки.
Некоторые атаки с пата проводятся согнутой в локте рукой, другие проводятся по широкой амплитуде.
Пата состоял на вооружении и пеших, и конных воинов многих воинских каст Индии – сикхов, раджпутов, а том числе и мусульман плоскогорья Декан. Но наибольшее распространение пата получили у маратхов, населявших штат Махараштра Западной Индии.
Именно пата был излюбленным оружием национального героя маратхов Шиваджи. По легенде сама богиня Бхавани вручила пата Шиваджи, благославив его на борьбу с Великими Монголами.
Самой известной битвой с применением пата был бой за форт Конанда в 1670 году. Меч пата чисто индийское оружие, но и в Европе знали нечто подобное. Был такой доспех рондаш – щит, латная рукавица и клинок, соединённые воедино. На Руси есть тарч – щит, чей умбон является латной рукавицей, переходящей в клинок. Что рондаш, что тарч применялись, в основном, при защите крепостей с их узкими ходами, коридорами и проходами. Но рондаш и тарч были попытками соединить в одно доспех и оружие. Меч пата есть оружие – основное средство атаки, инструмент уничтожения противника.