Говорят, что чем известнее человек, тем труднее с ним общаться. Не знаю, как в повседневной жизни, а в общении с мэтрами клинков мне подобные «зазнайки» не попадались. Это относится ко многим известным в мире холодного оружия людям. С.В, Пашихин, В.С. Ковров, А. Сальников – очень приятные в общении и адекватные люди. Таким же доброжелательным собеседником оказался и герой этого интервью, автор книги «Секреты дамаска» и один из лучших мастеров дамасской стали – Леонид Архангельский.
Леонид Миндолин: Здравствуйте, Леонид. Или к Вам лучше по имени – отчеству обращаться?
Леонид Архангельский: По барабану, я – барабанщик. :)
Л.М.: А я гитарист. Но, хоть вы и барабанщик, клинки у Вас просто замечательные, Леонид. Мы на прошлом «Клинке» подходили к вашему павильону, но Вас, к сожалению не застали.
Л.А.: Да, я был в «горизонтальном положении».
Л.М.: Да, нам Мария сказала, что Вы болеете. Я представляю сайт о холодном оружии – Haralug.ru. Сайт молодой – ему пока только год. Для наших посетителей расскажите немного о себе, потому что не все знают кто такой Леонид Архангельский, чем он знаменит и как пришёл такой человек в ножевую индустрию.
Л.А.: Знаете, вы мне лучше напишите на почту вопросы и я вам скину статью о себе. Там те же самые вопросы, где спрашивают: «Как ты докатился до такой жизни?» Ну и так далее. Там всё подробно изложено. Потому что так вот - на словах оно не очень.
Л.М.: Не очень?
Л.А.: Да конечно. Знаете – «человек, утомлённый «Нарзаном» бывает, знаете эту классику? А я утомлённый интервью. То есть, постоянно говорить одно и тоже… Приходят и начинается: «Так, берут интервью. Что спросили? А! Вот это спросили. Я включаю вот эту программу ответа.»
Василий Слиган: Леонид, я Вас помню по первым, посещённым мною выставкам, которые тогда проходили в ЦДХ (Центральный Дом Художника). Тогда я уже был знаком с Геннадием Константиновичем Прокопенковым, он что-то давно на таких мероприятиях не выставляется, тогда он познакомил меня с Вами, с Игорем Александровичем Скрылёвым. И вот тогда я слышал, что Вы УЖЕ работаете над книгой о булате, о секретах булата. А вышла эта книга года два или три назад. То есть, получается, Вы над ней работали лет восемнадцать.
Л.А.: ДВАДЦАТЬ лет ровно. Я начал её писать ещё когда работал в НПО «Энергия», мы делали станцию «Мир», «Буран». Тогда были частые ночные смены по двенадцать часов – надо было всё срочно запустить. Я тогда какие-то намётки делал рукой, потом купил один компьютер, потом другой, третий.
В.С.: Как раз в те годы – 2002 – 2003 Ваша дочь Мария впервые выставилась со своим клинком, в конкурсе рубки каната участвовала…
Л.А.: Да. Там её подвели просто совершенно ужасным образом – просто заточили клинок уродливо. Ну да ладно, не будем об этом.
В.С.: Ну да, я понимаю, вспомнить историю, как говорится «родословную» булата и восстановить – это труд титанический. Это я не знаю чего и сколько надо перелопатить
Л.А.: Надо не то чтобы перелопатить, надо отделить зёрна от плевел…
В.С.: Так для этого «пахать и пахать».
Л.А.: …потому что моя инженерная и научная подготовка не даёт мне на это права. Кроме всего прочего, я человек очень православный, я не могу просто так сказать и… ну просто брякнуть, не проверив. То есть, за каждое слово надо отвечать. Я эту книгу написал не просто, я мог написать её за две недели – набрал сказок оттуда, легенд отсюда... А так я за каждую фразу готов отвечать, обосновывать, делать ссылки перекрёстные – почему это так происходит. Сказать оно, конечно, можно, а ты поди – продемонстрируй. Так Дмитрий Иванович Менделеев говорил – верить можно во всё, а ты науку продемонстрируй. То же самое и здесь. Говорят – вот была сталь, которая плавилась при температуре 2000 градусов. Замечательно! Сразу в лоб вопрос – в каком тигле ты плавишь, какой тигель выдержит 2000 градусов в течение 15 часов? Тишина. Так меня к подобному подходу здорово подвело то, что у меня Бауманский институт – советский, НПО «Энергия» - космическая отрасль. То есть, это очень большая техническая подготовка.
В.С.: Ну да, прежде чем что-то делать, нужна база. А база – это знания, сначала - теория, а потом уж практика.
Л.А.: Не обязательно, не обязательно. Я в книге написал: самый простой путь – это путь повторения. Найти учителя, научиться у него и просто идти за ним. Но в наше время учителя было найти практически невозможно. Просто не было учителей. Да, мы слышали - есть такой Басов, куёт. Но я шёл своим путём, параллельно.
В.С.: Это были тогда полумифические, легендарные личности…
Л.А.: Когда я выплавил булат, я пошёл сам сдавать патент, авторское свидетельство на булат. А мне говорили: «Что за булат? Как такового булата вообще не существует, булата нет. Это миф».
Л.М.: Ну а то, что здесь сейчас многие булатные ножи продают?
Л.А.: Так это было в 80-е годы. Это совершенно другая страна была, совершенно другая жизнь, это невозможно понять.
Л.М.: Надо было жить тогда, чтобы понять.
Л.А.: Это просто невозможно объяснить – что это было такое. А спросишь – нет, никаких булатов нет. Их не существует вообще.
В.С.: Мифический, сказочный вымысел.
Л.А.: Конечно, конечно. Вот мы стали сейчас сталь делаем – она лучше всякого булата.
Л.М.: Тогда – да, тогда старались держаться того, что привычно и очень много нововведений на корню зарубалось.
Л.А.: Это как ветеран мог бы сказать: «Помню, мы с товарищем Кутузовым ходили в поход, били французов, Бонапарта». И я вот сейчас тоже вспоминаю – да, были времена, когда вообще ничего не было. Какой дамаск? На всю страну было пять человек, которые делали что-то - булат или дамаск. Пять человек всего было. А в ЦДХ на выставках было двести участников. Это сейчас расплодились, распочковались по разным выставкам. Это надо понимать, что спросить было не у кого. Спросишь у кого-нибудь: «А ты что делаешь»? Тебе ответят: «А я рессору железную варю»... Ну а из тех старых мастеров я один и остался.
В.С.: Да, для нас на весенних выставках было шоком, что Всеволод Сосков скончался. Вроде молодой мастер, не так давно вошёл в плеяду известных кузнецов…
Л.А.: Лет десять. Он и у меня учился 8 лет.
В.С.: Но, сравнить с тем же Басовым, Прокопенковым, с Вами – ну молодой человек-то. Десять лет – что такое, в тридцатилетнем, сорокалетнем возрасте; десять лет стажа работы с клинками – это мгновение.
Л.А.: Я стал кузнецом в 33 года. Как Илья Муромец. Слез с печи, можно сказать…
В.С.: А Сосков, он за эти десять лет успел многое. Его произведения, его клинки, особенно комплект «Сигурд» - это что-то! И вдруг его не стало…
Л.М.: Завершая разговор про «Секреты булата», эту Вашу книгу можно купить только у Вас или где-то ещё в магазинах?
Л.А.: В магазинах нет, по-моему, только в интернет-магазинах ещё можно найти, на sarmik.ru вроде есть ещё.
Л.М.: И сколько она стоит?
Л.А.: Две тысячи рублей. Это было условие моих кредиторов, чтобы книга продавалась по такой цене по всей России. В Питере её продавали за три с половиной, но я не знаю, пошла ли она за такую цену.
Л.М.: Хотел спросить про Ваши ножи в целом, но, скажем так, в апреле меня больше всего поразил один единственный Ваш нож, просто прямо «на сердце упал» – это нож «Колонна». Дело в том, что меня, так же как и Вас, зовут Леонид, а этот нож – просто прелесть. Нож в греческо-римском стиле, в руке так замечательно лежит. Там мозаичный дамаск, по клинку узор в виде волн, как бы в древнегреческом стиле и на спинке клинка у рукояти надпись «LEONID». И рукоять в виде колоны.
Л.А.: Ах да-да-да. О-о-о да-а-а. Там миандр, узор…
Л.М.: Он у Вас в единственном экземпляре был? И уже ушёл к кому-то?
Л.А.: Ну конечно. Это моя программная вещь была, мне было интересно сделать подобный нож. Я слежу, что делают американцы, французы. Где, кто, и что делают. Чего ещё никто не делал, чего не было в мире. Задумал и сделал такой нож. Я точно могу сказать, что ТАКОГО не делали.
Л.М.: У меня была мечта годика за три на него накопить, но раз уж он кому-то достался… Просто это один из немногих ножей, который сразу по душе пришёлся.
Л.А.: Он был почти сразу куплен в подарок.
Л.М.: И остались у нас о нём только фотографии.
Л.А.: А у меня даже его фотографий не осталось.
Л.М.: Ну, заходите к нам на сайт, там они есть. Скопируете их себе.
Л.А.: Особенность этого ножа ещё в том, что его можно поставить на рукоять вертикально. Да, хорошая вещь была. Меня часто спрашивают: «Леонид Борисович, вот помните, я у Вас три года тому назад нож купил?» Три года. Разве все запомнишь…
Л.М.: А из нового у Вас что сейчас?
Л.А.: У меня практически ничего, у меня всё скрытое. То есть, я делаю, например, новый булат… Я работаю на уровне атомов.
Л.М.: Это с пинцетом под микроскопом?
Л.А.: Нет. Я смотрю, что происходит с группами атомов во время обработки. Во время ковки, во время термообработки. В основном, во время ковки. На внешность смотришь – ну дамаск и дамаск, как у Ворсмы, грубо говоря. А там, внутри? Ну, узор и узор. А по отзывам оказывается это самый агрессивный дамаск, который есть. Он порет просто. То есть меня не внешность, а внутренне содержание больше занимает. Мне интересно сделать «Бентли». Пусть он покрашен веником, но чтобы его мотор ревел.
Л.М.: То есть, он - износоустойчивый более, и дольше не тупится?
Л.А.: Конечно. Но чтобы его сделать – это разговор отдельный, это просто тяжело.
В.С.: То есть, вы хотите не просто добиться какого-то определённого узора, а именно определённых каких-то свойств?
Л.А.: Узор – это определённая ученическая стадия, когда узорами заболеваешь. Я, можно сказать, первым в России начал заниматься узорами. Вскрывал, как хакер компьютер, узоры, как они получаются, схемы их образования. Ещё Басов, в своё время, написал, что Архангельский сбил дамасское направление в колею узоров. Нужно понять, как делается структура, а когда поймёшь - тогда можешь идти дальше. Как говорил Сальвадор Дали: «Научитесь писать как старые мастера, потом рисуйте, что хотите». Но сначала научитесь. Или, как говорил Глазунов – чтобы нарисовать аплодисменты, нужно уметь рисовать руку. А бывает, когда человек не может изобразить ничего, но говорит, что он так видит. Пусть ты так видишь, но у тебя же краски осыпаются.
В.С .: Ну, не будем мы Вас больше мытарить своими вопросами.
Л.М.: Большое спасибо Вам за интервью.
Л.А.: Пожалуйста.
Лично мне всегда больше нравятся подобные рассказы, чем «пытка» человека подготовленными заранее вопросами. Огромное спасибо Леониду Борисовичу за интервью. Пожелаем ему новых успехов в его изысканиях и новых отличных ножей!