Наши читатели попросили нас задать Г
еннадию Константиновичу Прокопенкову несколько вопросов. С них-то мы и начали в свой первый день пребывания на выставке.
Леонид Миндолин: Геннадий Константинович, сколько времени уходит на изготовление одного ножа?
Геннадий Прокопенков: Вопрос сразу некорректный. На изготовление разных ножей уходит разное время. Поэтому если нужно точное время – называйте конкретную модель ножа. А так – могу сказать, что на начальных этапах, когда только оттачивается технология изготовления какого-либо ножа времени требуется больше. Серийка, то есть то, что отработано по технологии, делается достаточно быстро.
Л.М.: А из чего складывается стоимость изделия?
Г.П.: Из стоимости материалов. Из трудозатрат. Ещё в стоимость входят издержки на НИОКР и возможность удерживать одну и ту же цену на нож в течение пары-тройки лет. О площади шлифования тоже забывать не стоит. Вышлифовка шеф-ножа порою равно шлифованию трех-четырех нормального размера охотничьих ножей.
Л.М.: Какая используется сталь на клинки, какая у неё твердость?
Г.П.: Сталь – любая. Сталь – это не догма. У меня в наличии много разных видов стали. И 75Х14МФ, и спецплавки есть, и 95-я лежит, и Х12МФ, и ХЛС-ка есть, и РВЛ34 есть. Если в теории – могу сделать нож из практически любой стали по желанию заказчика.
Л.М.: Следующий вопрос. Сколько внимания уделяется термообработке?
Г.П.: Внимания… На начальном этапе уделяется очень пристальное и огромное внимание. А потом, когда технология отрабатывается, на это внимания уже вообще не обращается. Это идёт уже не по наитию, а автоматически. Ибо навыком привыкли к послушанию. Ну, навык появляется.
Л.М.: Тогда о навыках - а где Вы учились изготавливать кухонные ножи?
Г.П.: Где? В кузнице! За печкой! (смеётся). А если честно – то на Втором Подшипниковом Заводе. Там я и увидел, что их как-то делают, какие-то ножики. Вот, собственно, оттуда это дело и пошло. Встал за печку, уже более-менее формы стали какие-то появляться…
Л.М.: Геннадий Константинович, считаете ли Вы себя одним из лучших изготовителей кухонных ножей?
Г.П.: Нет, я второй.
Л.М.: Почему?
Г.П.: Потому что все остальные – первые. Все первые места заняты. Поэтому я второй. Я на первое не претендую.
Л.М.: Существуют ли производители кухонных ножей к продукции которых Вы относитесь с большим уважением?
Г.П.: Да!
Л.М.: Например?
Г.П.:
Мюррей Картер,
Боб Крамер. Я держал их ножи в руках. Есть ещё целый ряд… Вот сейчас я получил фотографии одних интересных уникальных ножей. Но такие ножи наши пользователи угрохали бы моментально. Среднестатистический пользователь убыл бы эти ножи даже «не доходя до них». Более-менее нормальный пользователь – всё равно угрохал бы. Такие ножи – как скрипка Страдивари. На таких вещах «должен играть» профессионал. К этому нужно быть готовым, обладать определённой культурой, умением работать ножами, чтобы их не загубить. Нужно знать анатомию животных, чтобы при разделке не повредить режущую кромку. А современный пользователь, к сожалению, начинает как говорить: «А если я по косточке?». Да не должно быть этого! Или «А если я в кочерыжке разломлю?». Не должно быть этого! Кочерыжку нужно вырезать. Если есть изыски – возьмите другой нож…
Л.М.: А вот вопрос, на который, в принципе, быстро можно ответить: какой материал
Геннадий Константинович Прокопенков использует на рукояти. И если
дерево, то стабилизируете ли Вы древесину?
Г.П.: Если человек готов платить за стабилизированную древесину – никаких проблем, я ставлю. Только взимаю небольшую дополнительную оплату на лечение. Я человек болезненный, пожилой, аллергический. Мне требуется покупать определённые препараты. Т.е. в процессе работы от пыли некоторых пород довольно серьёзно страдаю. И мне требуются дополнительные стимулы. Желательно материальные.
Л.М.: Большое спасибо за ответы, Геннадий Константинович.
Так в общих чертах закончилась наша беседа в первый день
выставки «Арсенал». На следующий день мы снова подошли к
Геннадию Константиновичу Прокопенкову. И вот почему:
Л.М.: Геннадий Константинович, вопросы-то мы Вам вчера задали, а про Ваши ножички так и не поговорили. Можете рассказать, что у Вас появилось из нового?
Г.П.: Ребята, давайте я вас лучше ещё с одним человеком познакомлю. Его зовут Андрей, фамилия его – Козловский. Просто особо нового сейчас ничего нет. Первый раз «вытащил» показать эти «топорики» для рубки фарша.
Один из этих топориков мы хотели сфотографировать, но не получилось. Зато получился восточный нож.
Л.М.: У этих «топориков», кажется, какое-то название есть?
Г.П.: У них много названий. Называют и
гиймякеш, и
чападжак. Я вообще слышал в детстве другое название. Мне приходилось бывать в Азербайджане. Весь летний период в детстве я проводил именно там. Всё это видел вживую. Тут мне повезло. Когда Сталик обратился, он попал, можно сказать, в точку. Мне это было интересно и некоторым образом близко. Есть ещё шампур булатный…
Л.М.: А какой смысл в том, чтобы шампур был сделан из булата?
Г.П.: Ну как же! Если ножик для шашлыков булатный, то и шампуры должны быть булатными! Я сейчас работаю над поиском легенды, как это всё увязать, обосновать, совместить и выложить людям. Хотел бы я, чтобы Василий Васильевич Слиган сделал сабельку-шашечку из такого материала.
Василий Слиган: Вот сейчас молот ставим, приезжаю… До нового года мы поставим молот, подушка уже для него готова, горн готов, наковальня готова. И буду.
Г.П.: Ну я подготовлю тогда поковочку.
В.С.: Я тут перерыл уйму информации в Интернете и нашёл, как выглядела именно гусарская…
Г.П.: По строю клинка - я тут ребята пас.
В.С.: Это я просто говорю для себя, вплоть до того, как у них ножны оформлялись. Там тоже по родам войск отличия были.
Г.П.: А узор-то какой был!
В.С.: У нас сейчас даже насчёт металлических обоймиц на ножнах стало проще – уже года три работает мастерская…
Г.П.: Стоп! Кто интервью даёт?
В.С.: А это всё пойдет туда, в контексте.
Л.М.: Просто те вопросы, которые были на нашем сайте, мы вчера задали. А так – был большой вопрос по подгонке больстера к рукояти. Там человек спрашивал, как это делается. Лично я с ним солидарен – сам хочу попробовать ножичек сделать. И мне тоже интересно, как сделать, чтобы не было никаких зазоров.
Г.П.: Это очень трудно надиктовать: «Возьмите пимпочку, пимпочкой по кувыкалке…». Но легче полазать по Интернету и всё это отыскать.
В.С.: Просто нужно время и терпение.
Тут к нам присоединился
Игорь Юрьевич Пампуха. И Геннадий Константинович переадресовал ему вопрос про больстеры.
Игорь Пампуха: Как сказал Корешков, по моему, - берёшь надфиль, больстер. Сначала с одной стороны аккуратненько. Потом переворачиваешь – и с другой. Медленно и аккуратно.
Г.П.: Прокопенков позвал на помощь Пампуху. Пампуха позвал Корешкова. Тянут-потянут, а больстер не выходит.
И.П.: Надфилёчком надо его подгонять аккуратно!
Г.П.: Можно зубами…
И.П.: Я одно кино видел, там товарищ пальцем в бочку – быщь…
Л.М. и
В.С.: (хором ) «
Не бойся, я с тобой!».
Игоря Юрьевича позвали из тёплого помещения
выставки «Арсенал», а
Геннадий Константинович Прокопенков продолжил тему подгонки больстеров.
Г.П.: Я не знаю, ребят, как вам это объяснить. Разве что схемку набросать.
В.С.: Как говорится «Нам бы схемку, аль чертёж. Мы б затеяли вертёж».
Л.М.: Это мне, получается, надо взять рукоятку более-менее готовую, больстер, привезти всё это и сказать: «Мастер! Покажите!».
Г.П.: Лучше по Интернету попытаться, картинку скинуть – какой примерно больстер. Я ведь могу варить и аргоном…
Л.М.: Мне тогда, у Вас в мастерской, понравилось, как Вы на рукоять делали под больстер фрезеровку.
Г.П.: Ну давайте покажем это всё! Как приедете, мы весь этот процесс отснимем.
Л.М.: Мы тогда попробуем на сутки до Нового Года
(2011-го, прим авт.) приехать. Сможете в субботу?
Г.П.: Хорошо.
На этой ноте мы и распрощались.
А второе посещение мастерской Геннадия Константиновича таки состоялось в конце 2011-го. Но это уже совсем другая история.