При слове нож сразу же представляют в первую очередь клинок - форма, длина, а может быть и сталь. Согласен, клинок есть основная деталь ножа, но и без удобной, добротно сделанной и, непременно, красивой рукояти ножа нет.
Сейчас в различных специализированных изданиях, да и в интернете немерено, появились статьи об изготовлении рукоятей из дерева на дому. Там подробнейше, пошагово, с фотографиями расписан весь процесс. Но ныне я хочу поговорить о выборе материала для рукояти, поговорить о произрастающих в нашей полосе России деревьях, которые можно использовать. Поговорить о материалах заключительной обработки рукоятей.
В последнее время у самодельщиков есть немереные возможности в приобретении материала всевозможнейших пород древесины. Достаточно посетить специализированные ножевые выставки или магазины для паркетчиков и краснодеревщиков. Но помните и о тех деревьях, что растут возле вашего дома. В первую очередь обсудим березу. Прочна в меру, в меру удобна в обработке, вот только красотой не блещет. Но ежели найти комель, то узор может выйти фантастический. И это относится к любому дереву. Да и прочнее комель ствола. Береза - значит еще и береста. Наборная берестяная рукоять не гниет, легка и прочна. А обработанная воском, лежит в руке «живой», теплой. Ну и, естественно, березовый кап - прочный, красивейший на вид.
Из твердых пород древов, что можно достать и использовать, упомяну дуб, ясень, бук, вяз (карагач).
Дуб и ясень имеют неоднородную структуру волокон и посему достаточно колкие. Уж ежели решили применить их, то тщательнейшее выбирайте заготовку, навершия таких рукоятей желательно делать из другой древесины или металла.
Хороша акация. В зависимости от породы и даже региона произрастания цвет ее древесины «гуляет» от лимонного до бледно-коричневого. Не проходите мимо клена и каштана.
Многие слышали о самшите, он первый по прочности, но редок чертяка и под охраной закона. Но! Природа-матушка не живет одиночными экземплярами. И «сестрой» самшита есть сирень. Очень она похожа, лишь чуть более светлая, но с очумительными фиолетовыми прожилками. Прочность практически самшитовая, только сушите осторожно – ее древесина способна «рвать» заготовку во всю длину, а не токмо в торцах.
В общем-то, все породы деревьев и кустарников, что медленно растут, имеют хорошие прочность и фактуру. Найдете ствол шиповника или розы подходящей толщины будете приятно удивлены.
Пошли дальше. Лес осмотрели, идем в сад. Плодовые деревья хороши не только для копчения. Яблоня разнообразна текстурой. Поэкспериментируйте с углами распилов ствола. К тому же оттенок древесины зависит от породы яблони – красные плоды, то и древесина более яркая, с насыщенными тонами; зеленые или желтые плоды – то и древесина выглядит светлее.
Вишня и груша. Недаром эти деревья идут на изготовление курительных трубок. Об чем-то это говорит. На последок, на самое сладкое вспомним о орехе. О грецком орехе. Это царь-дерево – древесина тверда, не хрупка, режется и полируется наиотличнейше, поддается любой обработке. Древесина ореха так разнообразна узором и текстурой, что диво.
Немного вернемся в предыдущие статьи. Знайте, что у одного и того же дерева свойства древесины могут отличаться в зависимости от того, на каком грунте и какой стороне они росли. Южновыросшее дерево пористее северных собратьев. Загляните в химию, минералогию и узнайте влияние тех и иных минералов и солей на свойства древесины. Но это уже «высший пилотаж» или изврат.
С материалом на рукоять разобрались.
Пошли далее. Теперь разберемся с хранением, заготовкой и сушкой.
Влажность древесины обусловлена водой внутриклеточной и внешней. Внутриклеточная влага удаляется изрядно долго и может сопровождаться большой деформацией и растрескиванием. Посему заготавливать лучше до сокодвижения. Это осень, но плодовые деревья, чаще всего, спиливают по весне. Подходящая заготовка подобрана, обрабатываем ее торцы для равномерной сушки. Замазываем их краской – масляной или нитроэмалью, нанеся несколько слоев, чтобы краска впиталась в древесину поглубже. Роднее и ближе воск, стеарин или парафин – тоже можно. Помещаем заготовку туда, где нет больших температурных перепадов, и не проникают прямые солнечные лучи. Если заготавливаете большие поленья, можно сделать топором один раскол на торце, туда-то и уйдет все напряжение при сушке, не давая большого количества мелких трещин. Не помешает закрыть торцы наглухо полиэтиленом. Срок сушки зависит от многого, но год выжидать надо и это самое малое. Далее пластаете полешко на брусочки с припуском 20-30 мм.. Если дерево до этого сушилось вне помещения, то брусочки досушиваем в доме. Общее правило одно – чем дольше и равномернее сушка, тем качественнее древесина.
Небольшие заготовки сушатся целиком в полиэтиленовом пакете, завернутыми в газету. Первую неделю газету меняем каждодневно, следующие две – через три дня, затем раз в неделю и так полгода.
Совсем уж небольшие брусочки можно сушить на батареях отопления, газовых котлах, обернутыми в несколько слоев газеты. Раз несколько часов меняем слои газеты местами (наружные сухие слои на заготовку, а внутренние мокрые – наружу).
Итак, дерево выбрано, высушено, рукоять сделана. Теперь обрабатываем рукоять, дабы она не намокала, не трескалась, а служила исправно.
Имеется преогромное разнообразие составов, способов и рецептов обработки. Выбор во многом зависит от породы дерева и предполагаемого использования ножа. Древесине с неоднородной структурой предпочтительнее восковые мастики, заполняющие поры древесины. Плотная и однородная древесина в восковой мастике особо не нуждается. Однако при окончательной обработке всегда можно применять воск, ибо у воска низкая температура плавления; после сушки и окончательной полировки бархоткой при эксплуатации рукоять, обработанная таким образом, не будет липнуть к рукам и проблем не создаст.
Вот лишь один рецепт: воска – 35 долей, скипидара – 60, канифоли – 5. Все вместе греем до 80-90
о С, растапливаем и тщательнейшее перемешиваем. Наносим мягкой кисточкой или тампоном. Высохшую поверхность натираем суконкой.
Пропитка олифой. Использовать лучше натуральную олифу – она намного лучше любой химии. Наливаем олифы в банку столько, чтобы рукоять утопла полностью, закрываем крышкой с прорезью под клинок, да ещё и укрываем полиэтиленовым мешком, исключая испарение. И терпим дня три-четыре. Натерпелись? Достаем нож, вытираем насухо и вновь терпим до высыхания олифы. И так же наполировываем суконкой, тщательно, себе любимому. Довольны? Тогда нож в руку – и в дело его.