Первым делом на «
Арсенале» мы подошли к стенду «
Тоджиро», где
Иван Соломатин любезно выдал нам несколько ножей на тестирование. Три керамических кухонника серии «
Hatamoto Home» и кукри. Малый и средний кухонники, а также кукри были оттестированы летом 2012 года. Средний без тестов оставил себе
Василий Слиган.
Но, вернёмся к интервью.
Иван Соломатин делегировал возможность ответить на вопросы нашему давнему знакомому –
Александру.
Леонид Миндолин: Александр, первый вопрос стандартный: что за полгода появилось нового?
Василий Слиган: И, наконец-то, покажите нам обещанную «соломку»!
Александр: А что её показывать? Вот она! Кстати тоже новая – появились в продаже сменные блоки этой «соломки».
Л.М.: А до этого они какими были?
А.: До этого – в виде подставок полноценных. Здесь какой есть нюанс – если сильно втыкать ножи, если много ножей стоит и подставка сильно сжата, то есть вероятность повредить внутренний наполнитель. Это же пластик - мягкий и нежный. Или, допустим, вы ставили туда грязные ножи, а мыть не хотите. Разные ведь люди бывают... Поэтому просто можно купить новый сменный блок и поставить вместо старого, а старый - выкинуть. Ещё… Новая линейка
Рюсенов (
RyuSen) появилась. Пока их ещё довольно таки мало. Здесь помимо индивидуального дизайна, рукояти из микарты сделаны в традиционном японском стиле. Более тонкий обух, сведение получается поострее и рез становится более «интересным». Высокое качество, дамаск на основе VG10.
Л.М.: Что за обработка у клинка?
А.: Это так называемая имитация ручной ковки. Смысл в том, что за счёт неровной плоскости уменьшается прилипание. Ну и плюс красиво.
Л.М.: Что ещё есть нового, кроме
Рюсенов?
А.: Появились алмазные бруски. Это, в принципе, не новинка, просто они редко появляются. Это очень интересные «алмазы», таких никто, кроме японцев не делает. Они, по своему, даже уникальны, если можно так выразиться.
Л.М.: В чём «фишка» «алмазов». То есть это прессованная алмазная крошка, или как?
А.: Основание – металл.
Л.М.: Ага… Металлическая подложка, на ней тонкий слой абразива.
А.: Сделан абразив на основе алмаза, но там своя хитрая технология.
Л.М.: И получается, что за такие немалые деньги покупается тоненький слой алмазной суспензии на металлическом бруске, который мы мало того, что стачиваем, так ещё и выравниваем…
А.: Ну вы забываете, что это алмаз, и для того, чтобы его сточить нужно очень постараться. Всё-таки он – самое твёрдое вещество в мире. Здесь просто какой нюанс: 6000 единиц – это, в принципе, на уровне нашего госта – где-то в районе микрона. Но при этом по ощущениям поверхность даже гораздо нежнее. При этом в нём остаётся эффективность алмаза. То есть он очень медленно изнашивается.
Л.М.: Хорошо, тогда сколько ножей можно заточить на этом алмазном бруске? На сколько его хватит, пока он совсем не сточится до металла?
А.: Хороший вопрос… Я думаю, его на всю жизнь хватит, как минимум. Конечно, всё ещё зависит от активности работы.
Л.М.: То есть если я подарю своему внуку, когда он подрастёт, его первый нож, то ему ещё и своим внукам хватит поточить ножи?
А.: Всё будет зависеть от того, насколько активно он будет ими пользоваться. Они рассчитаны под очень активную работу. И по этой причине должны долго служить, поскольку на основе алмаза сделаны. Конечно, точно и в подробностях сказать очень трудно, но все, кто этими алмазными брусками обзавёлся, они ими очень довольны. Очень положительные отзывы об этих камнях. Ценник оправдан.
Л.М.: А цифры 6000 и 1000 что обозначают?
А.: Японцы считают их по количеству зёрен на квадратный сантиметр.
Л.М.: То есть если взять соточку, пятисоточку, тысячу и шесть тысяч, то этих четырёх брусков алмазных хватит на всю жизнь?
А.: Если они будут сделаны из алмаза – то вполне вероятно. Но я видел только 1000 и 6000. Более грубых я таких брусков просто не видел.
Л.М.: А на «
Клинок» планируете что-нибудь новое?
А.: Вполне возможно, что кое-что появится. Пока трудно сказать…
Л.М.: Ну да, Иван, кажется, говорил насчёт ножей
Хиро Итои.
А.: Ну да. Мы с ним давно и плодотворно сотрудничаем, насколько это вообще возможно сотрудничать с мастером. Он работает со сталью R2. Это модификация M2. В свою очередь M2 – это модификация T2. Довольно редко встречается эта сталь и, по отзывам – довольна хороша. Он ещё и в дамаск их обкладывает. Ну и плюс ещё новинки по мелочи могут появиться.
Л.М.: Финальный вопрос, который мы будем задавать всем на этой выставке: вот сейчас 2012 год. Представь,
через 100 лет на очередной выставке «Клинок», ну или «
Арсенал», какие ножи будут у
Тоджиро?
А.: Хорошие. Я бы даже сказал – лучшие. Есть у меня одна фантазия. Родилась после просмотра фильма «Звёздные войны». Световой клинок. Вжик – всё режет и вообще не тупится. Вот это было бы шикарно! С таким клинком можно даже будет позабыть о фолдерах. Зачем они, если клинок сам возникает из ниоткуда. Правда вряд ли такие ножи появятся в ближайшем будущем, да и через сто лет, пожалуй, тоже.
На этой ноте мы и попрощались. Ну а лично я надеюсь, что световые мечи всё же появятся ещё при нашей жизни. Универсальный же инструмент – и режет, и плавит, и сваривает… Да ещё и не тупится при этом.