Многое о холодном оружии уже затронуто в наших статьях – виды, история, уход и хранение. Но немаловажным аспектом является и умение пользоваться клинком. Будь то нож, алебарда, меч и иже с ними. Вот об одном из видов фехтования, а именно о фехтовании на штыках мы и поговорим. И это не ножевой бой штык-ножами, а именно штыковое фехтование, когда штык или штык-нож примкнут к оружию. Насколько такой штыковой бой необходим? Актуально ли штыковое фехтование в условиях современных вооружений?
В XX веке, с появлением автоматического стрелкового оружия, бронеавтомобилей и танков на поле боя, многократно (особенно после глобальных войн) поднимался вопрос о целесообразности наличия штыков на вооружении. Об актуальности навыков штыкового фехтования в условиях современного боя. Обсуждался этот предмет солдатского снаряжения и в Советском Союзе, и в постсоветской России.
История не знает склонений, но весьма любит повторяться. И вот ещё один пример этого. Вот что писал в самом начале XX века профессиональный военный и преподаватель фехтования Александровского Военного училища Александр Люгарр в своём руководстве:
« К сожалению, мне приходится с самого начала быть банальным, обращаясь за практическими примерами к русско-японской войне. Дело том, что, будучи профессионалом по фехтованию, я до этой войны был, подобно бОльшей части военных, убеждён, что песня уже спета, и при усовершенствовании современных ружей штык представляет лишнее обременение солдата при стрельбе. Что такой взгляд действительно существовал, доказывает ошибка японцев, изменивших свои ружья согласно теоретическому европейскому мнению о предполагаемой тактике будущей войны. Их штыки, по рассказам очевидцев, не практичны вследствие того, что их приходится то отвинчивать, то навинчивать: обстоятельство, убедительно доказывающее, что изобретатель их штыка и комиссия, принимавшая изобретение, были того мнения, что штыковой бой – частный случай в будущей войне, главная сила которой – ружейный огонь».
Знакомо? Пятидесятые годы прошлого столетия. На вооружение Советской Армии поступает модернизированный автомат Калашникова. И новый штык-нож (модель 6х4), в котором боевые свойства практически полностью изничтожены. В итоге у солдата не стало ни хорошего штык-ножа для рукопашной схватки, ни практичного хозяйственно-шанцевого инструмента. Последним, действительно боевым штык-ножом, был штык-нож автомата АК-47 и карабина СКС. Руководящие умы посчитали, что с массовым поступлением на вооружение автоматического оружия штыковые атаки и бой ушли в Историю как анахронизм, оставив оружие с штык-ножами лишь роте почётного караула.
И вновь слова Александра Люгарра:
«…одно несомненно – русско-японская война показала…сражение решает штык, несмотря на усовершенствование артиллерии и многозарядностью ружей. Поэтому вовсе не нужно быть пророком, чтобы легко предвидеть, что эволюция штыка, как оружия фехтования, должна получить опять движение. Чем скорее это произойдёт, тем лучше это будет для той армии, которая первая возьмётся за ум. Придётся снова обратиться к фехтованию на штыках и вытащить из архивов забытые уже теории фехтования».
Не правда ли, слова актуальны и ныне. И если в годы Великой Отечественной войны у автоматчиков Красной Армии был хороший нож НР-40, были специалисты – инструктора рукопашного и ножевого боя. Прошло всего ничего времени и во время обоих Чеченских компаний наши бойцы (кроме элиты Вооружённых Сил – СпецНаза) уже совершенно не владели штыковым фехтованием.
Да, сейчас нет штыковых атак. Но Чечня показала, что рукопашные стычки, особенно в уличных боях, нередки.
«И, во всяком случае, для исполнения чего-нибудь мало одной готовности и воли, необходимо, главным образом, умение, для которого нужно предварительно учиться. Кроме того, в исполнении человеком каких бы то ни было своих обязанностей важно, в наше время, не то, что человек исполнит свои обязанности, а важно как он их исполнит. В этом всё дело. Врага можно победить силой, временем и измором, но можно достигнуть победы и искусством. Каждый из нас готов положить живот свой за родину, но нашей родине, в случае нашей смерти, нужно от нас не то, чтобы мы умерли, ей нужно в этом случае, чтобы от нашей смерти ей была хоть какая-нибудь польза. Поэтому, если нам дают в руки оружие, чтобы бить врага и умирать, то мы должны добросовестно уметь это делать так лучше, как это в наших силах. Если каждый солдат и начальник будут понимать это простое и несложное дело, то те из нас, которых судьба приведёт столкнуться грудь с грудью со врагом, дорогой ценой отдадут ему победу или легко сами её возьмут. Это произойдёт оттого, что каждый из нас будет уметь хорошо делать своё дело, так как он учился этому «хорошо уметь»».
А что сейчас? В армии такого пункта боевой подготовки как штыковое фехтование нет. На сегодняшний день штыковое фехтование изучается лишь в школах рукопашного боя системы Кадочникова. И пускай на дальних дистанциях многое решает огневая сила оружия, однако как говаривал ещё Суворов – «Пуля - дура, штык – молодец». И в ближнем бою штыковой бой может решить многое. Знать в который раз уроки Истории не впрок.
UPD. 16.02.2015
Приведём цитату из книги по начальной военной подготовке:
Укол штыком наносится быстро, метко и сильно, не менее чем на половину длины штыка. В зависимости от обстановки он может выполняться без выпада и с выпадом.
Укол без выпада наносится при столкновении с противником на близкой дистанции. Для нанесения укола резко послать автомат обеими руками штыком в цель до полного выпрямления левой руки. Немедленно выдернуть штык. Затем, быстро взяв автомат в положение изготовки к бою, продолжить движение вперёд.
Для нанесения укола с выпадом из положения изготовки к бою послать автомат обеими руками вперёд штыком в цель. Одновременно, резко выпрямляя правую ногу и посылая корпус вперёд, сделать выпад левой ногой, ставя её перекатом с каблука на всю ступню. Нанеся укол, немедленно выдернуть штык и, приняв положение изготовки к бою, продолжить движение вперёд.
Фотографии обложки книги по НВП и фото штыка на развороте использованы с разрешения их автора - http://nikolaj-s.livejournal.com/1212826.html