Буквально в десяти минутах неспешным ходом от квартиры, что мы снимали в Питере располагается территория Завод штурманских приборов, где, помимо их собственного производства, сдаются помещения разным организациям. Одной из таких фирм и являются наши тёзки – «Хоролуг» - ножевая студия Дмитрия Забелина. У него на рабочем месте и было взято данное интервью.
Леонид Миндолин: Сегодня у нас 13 сентября 2016 года. Мы находимся в мастерской «Хоролуг». Рядом со мной сидит Дмитрий Забелин, который нам сейчас расскажет о новинках, о планах, о том что стоит ждать, о том, что нового интересного у нашего тёзки - «Хоролуга» питерского, что своим почитателям, покупателям и клиентам готовы предоставить?
Дмитрий Забелин: Весь 2016 год был посвящен разработке и прототипированию складных ножей. На данный момент разработан складной нож «Бамбук» и сделано пять прототипов, достаточно успешно. Сейчас буду делать шестой прототип, чтобы быть окончательно уверенным, и запускать небольшую серию. Серия будет - штук 100 ножей.
Л.М.: Прототипы – это варианты готового изделия, или просто прототипы – пробовали что-то?
Д.З.: Это отладка технологии. То есть немножко изменения конструкции, материалов, подходов, и иногда - геометрии. Последнее, на чем я остановился, чуть-чуть на 3 мм сделать длиннее клинок, немного поуже, ну вот такие моменты. Сейчас уже практически всё известно и по технологии, и по дизайну. Можно сказать, что к концу этого года уже пара десятков таких ножей выйдет. Десяток уже в предзаказе, из них пять в оплаченном предзаказе.
Л.М.: Сталь какую на клинки этих ножей планируете ставить?
Д.З.: S35VN. Но в основном по сталям, если брать дорогие ножи, такие как в наше время в районе 40 тысяч рублей я беру. Не беру за 120 тысяч, то есть средняя категория 20-25 тысяч, остальные 12-15 тысяч. Дорогие я делаю в основном из нержавеющего ламината Михаила Аносова, у меня в углу стоят заготовки, самостоятельно термичим её, обрабатываем. В основном – ламинат на такие, более-менее дорогие ножи. Дальше идёт уже на серийку относительно дешёвую – от 10-15 тысяч – D2. Она мне нравится давно, я её использую, знаю как. И термообрабатывается она нормально, обтачивается нормально, с ней проблем нет. И со всей «экзотикой», то есть практически в штучном экземпляре, работали. Вся линейка СРМ’ов, Elmax, Bohler и так далее. Сейчас, может быть, один складник хочу сделать, если человек решится, с Rex’ом.
Л.М.: Rex, говорят, сейчас популярная, крутая, но дорогая, в связи с повышением курса доллара. Этот складник – я так понимаю будет под танто клиночек. Рукоять из чего?
Д.З.: То, что в серию пойдёт – это гибрид G10 с карбоном - полосатик такой, красно-чёрный. Так как нож достаточно крупный и большой – длина клинка 116 мм у него – это позволяет сделать достаточно толстые плашки рукояти и обойтись практически без металла. Прототипы, образцы я делал из G10, то есть там толщина плашки порядка 7 мм, и она позволяет очень хорошо держать геометрию, не «гуляет», не «играет», не пружинит, не вибрирует, не «прыгает». За счет этого нож стал значительно легче, при таких крупных размерах он весит всего 156 гр. И если бы она была толщиной 4 мм, то она не держала бы уже при таком размере. Вопрос с опорной пружиной – пружина интегрирована внутрь - отдельная деталь.
Л.М.: То есть металлических частей в рукояти вообще не будет?
Д.З.: Пружина, винты. Спейсеры – тоже G10. Будут осевой винт, шпонка под упор, подшипник. А рама сама основная – это G 10 в комбинации с карбоном.
Л.М.: Будет интересно на это посмотреть, потому что не знаю как G 10 будет выдерживать эти нагрузки, стягивание винтами и…
Д.З.: Уже все прототипы розданы, люди забрали. Рекламаций нет, есть пожелания только и никаких жалоб по поводу, что не держит G 10 – нет.
Л.М.: Круто! Цена изделия какая планируется?
Д.З.: Цена в районе 30-35 тысяч рублей. Там еще декоративные элементы будут.
Л.М.: 30 с плюсом… Такая хорошая цена.
Д.З.: Дорого?
Л.М.: Для меня да.
Д.З.: Ну народ ломит за более халявные вещи такие деньги... Поэтому я не ломлю, получается.
Л.М.: Это будет еще и флиппер, я так понимаю? Ношение как его планируется? Клипса? Чехол?
Д.З.: Вот сейчас я дал задание, человек разрабатывает кожаный чехол, клипсу я пока не делаю, потому что надо понять, как ее сделать. То есть нож большой, здоровый клин. Осевой – титан, вставка из кожи ската, серебро.
Л.М.: Менуке, я смотрю, сделаны.
Д.З.: Да менуке, на коже ската как раз.
Л.М.: В такие минуты я жалею, что зарплата моя в разы меньше стоимости этого ножа, потому что взять купить, потестить его было бы прелестно.
Д.З.: Спасибо Стрельцову. Вот этот материал – черная G10 с красной G10 миллиметром внизу, это он предоставил. На это тоже дизайн опирается – красно-чёрная, и задняя вставка тоже красная, G10 тот же цвет подобран.
Л.М.: Выглядит очень эстетично.
Д.З.: Посмотрим, что будет с новым материалом. Он ещё привез карбон.
Л.М.: А, так вот что такое карбон с микартой…
Д.З.: Карбон с G10. Я его вскрыл – просто шикарно. У меня сейчас стоит там на ЧПУхе на фрезере. Я его начал обрабатывать предварительно. Завтра получу две плашки вот из этого материала для складника. И уже окончательно посмотрю, как будут выглядеть эта полосатость.
Л.М.: В это воскресенье удалось мне побывать на одном мероприятии. Алексей Пономарев из «Бруталики» устраивал найфовку, я решил сходить. Сходил, подержал кучу всяких ножиков, в том числе складничок с рукояткой из подобного карбона черного. Как он «играет». Но вот в смеси с красной G 10... Эх!
Д.З.: Карбон я использую «и в хвост и в гриву». Сейчас четыре ножа для «Гостинки» делаю.
Л.М.: Гостинка – имеете в виду Arms&Hunting?
Д.З.: Да. Я оставлю просто дружественной фирме на стенд четыре ножа. Из четырех три будет с карбоном – накладки именно. Фуллтанги с накладками из карбона. Но это мои мелкосерийные модели F1, F2. Вы могли их видеть на «Арсенале» несколько лет назад. А сейчас они вообще «доведенные до ума».
Л.М.: Я в свое время приезжал на «Арсенал» достаточно часто на последние дни. Когда подходишь: «Что есть новенького?». «Был нож вот этот, вот этот, вот этот. Всё разлетелось в первый день».
Д.З.: Карбон-ламинат, скат прикрывает винтики. В последнее время мне такие формы больше нравятся – отрубленные головы животных уже надоели. Я их делал 15 лет назад, и уже не хочется.
Л.М.: Они были в моде лет 5-10 назад.
Д.З.: Вы удивитесь, но народ как был, ну немного может меньше, но со вкусом «всё в порядке» у людей. Они покупают эти вещи. Сейчас унесли, к сожалению, у меня три предмета лежали, дружественной фирмы, с «отрубленными головами» всяких животных, которые самые ходовые у них, они продают. Не как в некоторых регионах России, когда только приделывают лосиную, допустим, голову…
То есть примерно так. Технологическую базу развивал, могу похвастаться, в Питере такой выработки нет, как у меня на ножи. У меня один человек может делать штук пять в другой фирме. Потому что всё автоматизировано. Приспособы, ЧПУ в основном. Причём ЧПУ используется грамотно.
Л.М.: Не уловил, что «он» может делать в другой фирме?
Д.З.: Скажем так: если в среднем на какой-то фирме, на одного человека ... Берется вся фирма, на одного человека делается 5-10 ножей, то у меня этих ножей в 2-3 раза больше, то есть выработка на одного человека. Меньше людей, меньше площадей, но с использованием всяких хитрых технологически вещей, КПД выше. У меня все модели нарисованы в цифре, начиная от клинка. У меня никто вручную клинки не контурит и не вытачивает. Либо это гидроабразив, либо электроэрозия. Но электроэрозия – дорогое удовольствие. Скорей всего своя появится, но не в ближайшие месяц- два. И остальные вещи тоже в 3D – это упрощает задачу прототипирования и постановку задачи. Это или на ЧПУ можно сделать, либо, когда ты объясняешь человеку, как надо делать, ты просто показываешь – «вот, смотри, вот оно». И он понимает, что надо делать. Постановка задачи для мастера – это первое дело.
Л.М.: Без этого никуда. То есть основное – это новые складни и вот эти вот ножички.
Д.З.: Да и порядка восьми мелкосерийных моделей, там F1, F2, Танто 1, Танто 2, Шершень – переработанные, переделанные.
Л.М.: Вопрос вот по новому складню. Сертифицирован ли?
Д.З.: Нет еще, но буду. Сейчас сделаю новый образец, отправлю. С этим проблемы нет.
Л.М.: Ну по виду, да, он не холодный совершенно, и рукоять без упора…
Д.З.: Там упор есть, но у меня есть один момент (показывает флип). И выходит он большой достаточно.
Л.М.: Флиппер можно назвать упором - конечно. Я имею в виду на самой рукояти нет упора.
Д.З.: На самой – нет. Подпальцевой выемки тоже нет.
Л.М.: То есть это будет такой флиппер с лайнерлоком?
Д.З.: Да, с интегрированной пружиной.
Ещё в этом году может вот что получится: у меня есть нож, серийный. На реставрацию отдали, ножу года два, наверное. Накладки, фуллтанг «под Японию» маленький. И на базе этого маленького сделаю, маленький складничок. Т.е. будет два – один большой, с длиной клинка 116 мм, один маленький, джентльменский такой. Скорее всего, тоже будет с композитом G10, тоже с кожей ската, менуке и т.д. Тоже будет флиппер, только маленький. Задача пока такая со складниками. Из неприятного – поставщики оборудования «сдуваются». Господин Логачёв куда-то исчез…
Л.М.: По оборудованию сразу вопрос. Что позволяет вытворять ЧПУ станок?
Д.З.: А всё. Обрабатывать, скажем так, так называемую 2,5D. То есть можно 3D, но это когда рукоять идет полностью идёт. Но то, что касается фултангов и складников – 2,5D достаточно.
Л.М.: А что это - лазер, фреза?
Д.З.: Фреза. Лазер так не сделает. Это фреза, механическая обработка. Фреза, граверы и так далее. Опять же 3D карбон режут только маньяки, потому что карбон «сажает» инструменты фрезы «на раз». То есть максимум накладки на два фултанга - и фрезу стоимостью 800 рублей надо выбрасывать – «сажается». Карбон - сам по себе вредный. У меня стоит вытяжка наверху над ЧПУ очень мощная, и сам по себе трудно обрабатывается. Вручную с ним вообще трудно – опасно для здоровья. Но я на ЧПУ его нормально обрабатываю с маленькими хитростями.
Ну и все остальные вещи тоже. Вставки такие сзади стоят, спейсеры. Есть ножны у меня деревянные под модель танто, есть у меня серийка. Сейчас дружественная компания попросили. С гравировкой – сакура.
Л.М.: Ясно. Спасибо, Дмитрий. Интересно будет посмотреть!
P.S. Позднее Дмитрий любезно поделился с нами видео и фото-материалами. Как "Бамбука", так и нового ножа.