Поговорим о ножах. Давайте поговорим, пообщаемся, подискутируем, а не выслушаем чьё–то мнение.
Нож. Какие ассоциации возникают при этом? У каждого свои – у охотника, у военного, у простого обывателя или у человека, влюблённого в нож. Я принадлежу к последней когорте – я влюблён в нож. Но любовь это не слепая, без фанатизма, но с уважением и пониманием.
Итак нож, какой он? Есть нож специализированный, для определённых профессий – это нож электрика, дайвера, повара, охотничий… и так далее и тому подобное. Есть нож экспедиционный. Он же нож выживания. И есть
нож боевой. Это от штык–ножа до монстров Рэмбо.
Повторюсь – я влюблён в нож. И любовь эта от знания ножа, от понимания.
Моя жизнь переплелась с ножом лет двадцать назад. Я не считаю детские годы со «складниками» за рубль пятнадцать копеек. Нет. Это было серьёзное знакомство в одном из спецбатальонов войск госбезопасности. Знакомство переросло в любовь и уважение, а там и изучение истории ножа.
Итак, что же такое нож в истории Человека? Возьмите историю наших предков и соседей по ареалу проживания. У скифов нож (точнее кинжал –
акинак) был неизменным атрибутом воина, являясь важным социальным показателем. У всех народов славянского рода – от скандинавского севера до Сибири и южно–европейских степей – нож имел каждый вольный человек, от князя до простого мастерового или землепашца. Только пленник или раб не имели на него права. При вступлении из детского возраста в юношеский мальчик получал от отца или старшего рода свой первый нож. Это происходило при достижении 12–14 лет. И с этого момента он с ним не расставался.
В более близкие к нам времена появилась культура клинка. Постоянные войны России, смешение стилей вооружения и философии – всё это наложило свой отпечаток. Дворянское сословие и, в частности, офицеры эпохи императорства Романовых, создали свою культуру клинка. И всё это было порушено и уничтожено в октябрьский переворот 1917 года. Одним из первых декретов большевики запретили свободный оборот оружия. Запретили всё, даже ножи, кроме перочинных. Только в 90–х ХХ века отношение власти к ножу «потеплело». И стало нам – собратьям по ножу – жить и дышать легче.
Так вот. Для меня нож – товарищ, моё дополнение, моё второе я, помогающий в жизни. Он всегда со мной, и дома, и на работе, и в лесу и в поезде. А как мой товарищ, как я, нож требует уважения и ухода. Даже так – УВАЖЕНИЯ. И начинается уважение с правильной терминологии. Кощунство первое – кровосток. На клинках некоторых ножей проходит дол. Именно дол, а не кровосток. Вспомните физику и биологию 8 класса, анатомию человека и вы поймёте, что по долу кровь никогда не потечёт. А дол служит для облегчения клинка и придания дополнительной жёсткости клинку. Кощунство второе. При обсуждении ножа задаётся вопрос: «а лезвие хорошее – гвозди рубит?» Это нож, а не зубило. Можно, конечно, сделать клинок ножа способным разрубить гвоздь, достижения современной металлургии это позволяют. Только зачем? Нож должен резать и облегчать твою жизнь. Так что для вас нож? Поговорим.