С наидревнейших времён нож сопровождает Человека. И в миру, и в войне. Но самое главное – нож был один. Точнее ЕДИН. Этим ножом человек резал дома хлеб, в лесу важину, а в бою врага. Не мог позволить себе человек множество
ножей для быта и войны. Не потому, что изобретательности не хватало, нет. Всё намного прозаичнее – дороговизна железа и дороговизна труда кузнеца. А потом таскать с собой груду железяк… В любой момент мог напасть неприятель и менять орало на меч надо было быстро, точнее, откинув одно, схватиться за другое. Потому и был нож един.
В наше время подобный нож назвали бы экспедиционным. Простой, прочный, способный и карандаш заточить (тобишь писало) и ливер порезать.
А рассказывают об этом несколько исторических дисциплин – археология, оружиеведение, история искусств.
Военное дело и вооружение, как его материальная часть, есть неразрывная и весьма существенная суть человеческой культуры. В оружии отражается и тесно сливается наука, достижения материальной культуры и техника. Причём это самые нерядовые и свежие достижения, считаются также и социальные, политические, религиозные и экономические факторы. Интересно, сколько всего влияло на вид оружия, и ножа в частности. И наоборот - оружейный комплекс, его производство, применяемость влияют на экономику, социум и идеологию. Оружие неразрывно, а главное - идеально органично, связано с материально–производственной базой общества. Помимо этого, оно есть объект обмена. Ритуально–обрядовая сторона, идеологическая наполняемость, сокральность всего воинского обусловили, что многое оружие становится памятником искусства и духовной культуры. Интересно?
В своё время я провёл почти пять лет ученичества на историка–оружиеведа в одном из стольных ВУЗов. Вот только несколько тем обязательно и подробнейше изучаемых мною, помимо самой истории – история религий; философия; этнография; геология.
Вот пример.
Скифский кинжал–акинак. Если это ни о чём вам не говорит, вспомните его пра… правнука – кавказский кинжал «кама».
Формирование формы
акинака
происходит в середине 7 века до н. э. в Северном Предкавказье, в эпоху скифской экспансии на Средний и Ближний Восток. Это прослеживается не только в почковидной, а затем, в 5–6 веках до н. э., бабочковидной форме перекрестья, но и в вариантах клинков. Это может быть треугольная форма, с несколькими долами, которая есть визитка кавказских и западно–иранских клинков, и параллельное лезвие, плавно сходящееся к острию. Чисто скифской является характерная лопасть вверху ножен, за которую они прикреплялись к поясу.
Акинак
всегда изображался на скифских каменных изваяниях. Примечательно, что их не находили в погребениях скифских амазонок. Вместе с тем в могилах амазонок–сарматок они, да и мечи, нередки.
Скифянки не могли пользовать акинак по нескольким причинам: военно–практической и мировоззренческой. Акинак символизировал мужественность. Считаясь воплощением бога войны, воткнутый в жертвенник, несомненно, ассоциировался с фаллосом, тем паче об этом напоминало перекрестье в виде сдвоенных кружков. Посему женщине акинак был не положен.
Военно–практическая подоплёка тоже немалая. Акинак
– кинжал, то бишь оружие только пешего рукопашного боя. Пешая сеча – самый опасный момент боя и женщина в поединке с мужчиной обязательно проиграла бы по причине относительной слабости.
Ношение кинжала сарматками объясняется тем, что погребения женщин с этим оружием есть жреческие и высокого ранга. Видимо у родственных народов жреческий сан подразумевал двуполость, а может, напротив, бесполость, его носителя. Этому есть обильное этнографическое подтверждение, да и параллелей предостаточно. У сарматов, в связи с особо высоким положением женщины в их обществе, женщины наделялись такими атрибутами мужчины, как кинжал и меч.
Вплоть до 3 – начала 2 веков до н. э. акинак господствовал на всей территории Центральной Азии, будучи распространён от Дуная до границ Китая, и влияя на развитие оружия этих земель. Иранские и Кавказские кинжалы наших дней тому подтверждение. А ведь прошло не одно столетие и даже тысячелетие.