Покидая ноябрьскую выставку «Арсенал», мы решили подойти к стенду Геннадия Константиновича Прокопенкова. Сам мастер ещё не приехал, поэтому рассказывала и показывала его ножи Наталия – красивая девушка с блеском любви к клинкам в глазах.
Наталия: Вот «Единичка» - новая модель. У нас модельный ряд давно уже не менялся. То, что кухонных у нас 68 наименований – это понятно. Только не всегда мы их выкладываем. А что касается разделочных ножей, то у нас есть некоторые модели, которые, скажем так, уже устоялись. Такие, как «Ёжик». Это лидер, больше продаж, чем у «Ёжика», ни у одного ножа не было. Потом есть «Тантик», «Скиннер», «Скунс».
Леонид Миндолин: А этот новый нож так и называется, как Вы сказали?
Н.: Да, этот новый нож называется «Единица». Мы только-только его сделали. Он у нас пока находится в сертификации.
Л.М.: А какая сталь на клинок ножа идёт?
Н.: Вы знаете, в данной конкретной модели поставили 55Х14МФ, композит, у него свойства определённые. Мы его позиционируем не как совсем уж таки кухонный нож на подвеске, а, всё-таки, из тех изделий, что можно взять с собой, поэтому в комплекте идут ножны. Заказывала дама. Сейчас следующую новинку покажу. Ну не совсем новинку… Это – пчак. Заказчик первый у нас был Сталик Ханкишиев. Ему очень захотелось иметь пчак именно от мастера Прокопенкова. Ему не очень-то нравятся широкие пчаки, поэтому по его личной просьбе клинок был сделан чуть-чуть потоньше.
Л.М.: Я смотрю и кончик клинка не приподнят, и ручка более «дутая». Под руку, наверное?
Н.: Да, всё для человека! Именно под руку делалась. И если вы уже видели/слышали, то у нас довольно давно, где-то года три был производитель Иванов из Питера. Был нож «Шеф» огромный, его везде показывали, фотографировали, и это вдохновило Геннадия Константиновича на создание вот такого замечательного «Гастрономчика». Вся прелесть, конечно, вот здесь (показывает обух ножа). Вчера даже говорят: «У вас нож погнулся!» А он лежит – до такой степени переход явный, что когда на отблеск смотришь, как будто выгнутым кажется. Вещь, конечно, уникальная. Работает она по принципу «филейки». Другая часть клинка позволяет работать на более твёрдых продуктах. Вещь универсальная, уникальная, пользуется очень большим спросом. Ну «филейки» от Прокопенкова были всегда. Это никуда не уходит, никуда не исчезает. Я могу выгнуть этот нож так же, как Геннадий Константинович. Но я всегда оставляю себе какой-то лимит. Потому что «филейка» по ГОСТу должна отклоняться на 15°. Если нож имеет вот такой вот изгиб, и клинок потом возвращается обратно, такой нож можно назвать филейным. А то, что наши могут гнуться на 90° - это уже хвала мастеру и Архимедовой спирали. Всё делается по принципу чего-то. Ну и, конечно же, не могу обойти вниманием обвалочные ножи. Увидеть их у нас можно редко, раньше это было чаще. Самый расхожий был ножик у нас в продаже в начале 2000-х. Потому что именно мясники, именно те люди, кто работает с ножами, они всегда знали ему цену. Поэтому обвалочный нож у нас шёл «впереди планеты всей». Люди их заказывали и покупали очень много. Обвалка, конечно, шикарная. Но это такой инструмент, которым надо уметь работать.
Василий Слиган: С любым инструментом надо уметь работать!
Н.: Не могу не похвалиться новой разработкой – это инструментальная сталь, специально откованная. Потому что я однажды сказала – обработана по булатной технологии, как выражается Геннадий Константинович, но меня поправили «А что такое «булатная технология»?». Просто ребята взяли и отковали. И отковали вот так вот. Для сравнения могу вам предложить клинок XVII века. Это - уникальная вещь, попала к нам в руки. Геннадий Константинович сделал замечательную реплику этого ножа. Он ещё пока без рукояти, но мы его уже показываем – хотя бы клинок. Причём сделал он гораздо грамотней. Если у старого идёт уход спинки клинка, то у нового – небольшая выборка. Если вы его ручками потрогаете, то почувствуете эту очень-очень незначительную выборку. А мастер здесь усилил акцент. Если вы попробуете сравнить два клинка – вы это явно почувствуете. Здесь углы уникальные. У нас таких вещей вообще никогда не было. Это был «полёт души», это было от сердца им сделано.
В.С.: Я помню один из первых его «полётов души» - нож «Тантик»…
Н.: «Тантик», у нас очень даже! А вот это обязательно сфотографируйте (протягивает заготовку клинка) если рассматривать материал, то ему цены нет. Мне даже больше понравилась полированная часть, чем травлёная. Она вообще «убивает», потому что узор настолько явный… Очень красиво. Единственное, в использовании, конечно, полировка не очень удобна – к ней липнет всё… Я могу вам вполне рассказать то, что рассказал бы сам Геннадий Константинович… (Жаль, что фотография полированной части получилась нечёткой. Ну – что есть – сами посмотрите - прим. авт.)
В.С.: Мы с ним, кстати, мельком виделись где-то по лету…
Н.: Ну а такие вещи надо всегда видеть, надо всегда понимать. Я лично получаю от этого удовольствие. Я на свет клинком веду, ищу эту «лунную дорожку», я восхищаюсь. Я работаю с Геннадием Константиновичем очень давно, и такие вещи в руках держала, я могу их по пальцам перечислить. Это очень узкая специализация. Видит и понимает далеко не каждый. Поэтому, если видишь, что человек хотя бы чуть-чуть интересуется – я рассказываю…
В.С.: А знаете, очень приятно, когда стоят мужики, мэтры, ножевщики, тут таких - толпа. Он объяснит нюансы, сложности той или иной работы, ответит на все вопросы. А когда стоит такая вот очень красивая дама и так профессионально это всё рассказывает, да ещё и восхищённо, упиваясь.
Н.: Спасибо (улыбается смущенно), это же моя профессия… А ещё, вы имеете уникальную возможность попробовать, как режут ножи Прокопенкова. Эти ощущения вы унесёте с собой и будете их помнить, потому что руки запоминают гораздо больше. Кладите свои фотоаппараты, снимите вот человека, как он режет, дайте ему подойти. Выберите угол – хотите с моей стороны зайдите…
Тут я взял в руки нож от Прокопенкова и попробовал порезать картошку. Рядом стоял профессиональный повар Дима и снисходительно смотрел на мои потуги. Потуги можно «заценить», посмотрев расположенный ниже ролик.
Л.М.: (начав резать) Да…
Н.: Просто, чтобы понять вес…
Л.М.: Прямо как по маслу просто!
Н.: Да.
Дима: А ведь это не масло, это картошка.
Л.М.: Это картошка…
Н.: А если вы ещё его правильно поставите…
Л.М.: (показывая на камеру результат нарезки) Смотри! Аж даже вот такие вот тоненькие! Обалденно!
Н.: Я вас очень прошу без ручки, я дико извиняюсь, но просто вот поймать то, что вы сейчас попробовали. Попробуйте этим клиночком. Пробуйте, пробуйте!
Л.М.: О-о-о-о…
Н.: Ещё вот этой вот, желательно вот этой … Да, да! (смеётся) Да, вот там, где выборка.
Л.М.: Изумительно!
Н.: Понимаете, он «проваливается» за счёт того, что сделан такой изгиб режущей кромки.
В.С.: (увидев, что я прекратил резать картофель и глазею то на нож, то на порезанные ломтики) Ты режь, режь! У тебя ещё 19 пальцев здоровых!
Н.: Здесь «фишка»-то в чём: вы сейчас почувствовали, что он просто «проваливается».
Л.М.: Да…
Н.: Ведь ещё без ручки, но смотрите, какая прелесть! А Дима у нас умеет работать ножом профессионально. Дима, покажи, пожалуйста. Я восхищаюсь – как часть работы… Это ведь тоже его профессия.
Тут нам вживую показали, как настоящий повар может нарезать ножами от Прокопенкова картофель на тонкую соломку. Респект!
Д.: Вот так он и режет.
Н.: То есть когда хороший инструмент плюс умелые руки… Вот такой результат. Причём это было сделано в считанные секунды (30 с небольшим, если быть точным – прим. авт.) Вот это высший пилотаж.
Л.М.: Спасибо большое!
Н.: Да не за что!
Тепло попрощавшись, мы оставили «Арсенал». Но «Арсенал» не оставил нас! :) По пути к метро нам встретился САМ Геннадий Константинович Прокопенков. (А что, Москва – небольшой, по сути, городишко! – прим. авт.) Поболтав пять минут, мы получили приглашение в кузницу маэстро. Где нам пообещали раскрыть самые страшные тайны ножей от Прокопенкова. Скажу по секрету, в декабре мы там таки побывали, так что в новом году ждите статью о том, как делает ножи мастер Прокопенков, какие тайные ритуалы и мистические знания он для этого использует.