На выставке «Охота и рыболовство на Руси» нам так и не удалось пообщаться с Иваном Соломатиным. Что ж, на апрельской выставке «Арсенал» мы подошли к стенду фирмы «Тоджиро» и взяли у Ивана интервью.
Леонид Миндолин: Представьтесь, пожалуйста.
Иван Соломатин: Меня зовут Соломатин Иван, я менеджер по развитию компании «Тоджиро». Руковожу оптовым отделом продаж. Ну и, в принципе, являюсь специалистом по ножам.
Л.М.: Да, я читал ваши статьи.
И.С.: На данный момент мы представили на рынок бюджетную серию ножей с профессиональными клинками фирмы Kanetsugu. Данный нож является продолжением серии 2003. Особенностью ножа является, во-первых, сталь. Это трёхслойный композит, при этом цена маленького ножа – около 1000 рублей. Во-вторых, хороший рез ножа. Это достойный выбор для домохозяйки.
Л.М.: Насколько быстро он тупится?
И.С.: Все ножи эконом-класса, которые у нас есть при условии их классического использования на кухне и правильной эксплуатации держат заточку около полугода. После полугода надо их подводить. Профессиональные ножи не тупятся месяцев 9. После этого их тоже надо будет подвести. Ножи из дамаска, т.е. премиум-класс рассчитаны примерно на год. Например у меня дома – Шику-серия. Первый раз я её поправил через 13 месяцев. Второй раз – через 11 месяцев.
Л.М.: Правку делаете водными камнями или «насухую»?
И.С.: Я правлю водными камнями. Так просто комфортнее. По крайней мере мне лично нравится. А вообще у «японцев» рекорд – 5 лет без заточки, я имею в виду – капитальной заточки. Всё ещё зависит от претензий на нож. У меня претензия какая – чтобы я мог порезать помидор. Чтобы при проводке помидор распадался. Это мой критерий остроты. У кого то критерий – чтобы нож обязательно резал волос на две части. Тогда после первого же применения нож не сможет больше так сделать. Здесь всё относительно…
А если говорить просто о выставке – мы на ней представили коллекционные ножи, которые оставались после привоза с осенней японской выставки.
Л.М.: Это той, что проводится в городе Секи?
И.С.: Да. Мы как раз представили ножи Киро Итои, очень достойные, ручной работы. Также представлены Нубус, Сисидо, Коджи Хара. Это уже не просто ножи – это произведения искусства. Вот, попробуйте подержать его в руках, чтобы понять. Такой нож стОит 130.000 рублей
Л.М.: Елки-палки! Как называется, чья работа?
И.С.: Мастера Коджи Хара. На мой взгляд он не только мастер, он больше ювелир. Он может очень долго сидеть, медитировать над этими ножами и собирать перламутр под ручку, совмещать разные кусочки и моделировать узор и рисунок.
Л.М.: А из за чего цена такая высокая?
И.С.: Потому что он очень мало ножей делает.
Л.М.: А сталь какая на клинок идёт?
И.С.: Здесь – курнейкс.
Из раритетов – у нас есть топор фирмы Benchmade. Фирма эта американская. Сам топор – 89-го года. Лично я не знал, что Benchmade делают топоры, пока у японцев не наткнулся в складских остатках на непонятный артикул. Написано было – Benchmade. Стал смотреть – оказалось – топор. Поднял архивы с каталогами – получилось, что топор 89-го года. Вещь раритетная, хотя пользоваться им вряд ли кто-то будет…
Л.М.: Да, он больше для коллекции…
А что вы можете сказать про точильные и доводочные камни, которые у вас представлены?
И.С.: Насчёт камней – как мы возили Наниву, Маценагу, так и возим. Хотя ассортимент потихоньку расширяем. Например, сейчас у нас появились полировочные губки. Привезли мы их по многочисленным просьбам. Наши российские губки довольно быстро забиваются абразивом. А у японцев – такое ощущение – что это ластик. Он стачивается сам, соответственно он не царапает клинок. Опять же, всё зависит от зернистости. Финишная – она не царапает, она именно полирует.
Л.М.: Можно ли навести такой губкой зеркальную полировку?
И.С.: Зеркальную именно этой – нет, потому что поверхность относительно грубая. Матовую – можно нанести.
Л.М.: Понятно. С другой стороны – полировать таким камнем китайские дешёвые поделки – тут овчинка выделки не стОит…
И.С.: Естественно. Хотя – фанаты разные бывают. Можно и китайский нож заточить на японских камнях, что действительно продлит срок службы заточки раз в 6. Это если уметь точить...
А так – вы немного поздно пришли – у меня уже вот такую вещь купили (снимает что-то с галстука). Это зажим для галстука. Когда в Японии выставки проводятся, мастера делают для участников или VIP-гостей 1000 зажимов для галстука. Каждый год - разные. Мне с двух выставок уже привозили. Я не знаю, кто их делал. Может быть тот же самый Коджихаро.
Л.М.: Спасибо за интервью.
В заключение хочется лишь добавить, что текст интервью мы приводим без корректировок со стороны Ивана, поскольку в течение нескольких дней так и не удалось узнать его мнение по поводу этого интервью.