Восток… При упоминании этого слова перед мысленным взором встают герои сказок «Тысячи и одной ночи», томные полуодетые красавицы и герои с острыми саблями… Но не только сабли остры на Востоке. Есть ещё и множество ножей, не уступающих остротой знаменитым саблям и красотой восточным девам. Про эти ножи нам любезно рассказал Бахриддин Насиров.
Леонид Миндолин: Расскажите, как называется Ваша фирма.
Бахриддин Насиров: Раньше мы назывались «Би энд Ди групп», но эту фирму мы закрыли.
Л.М.: А то, что на стенде Вашем написано «Восточный клинок»?
Б.Н.: Это рабочее название. Так у нас будет ООО «Восточные клинки». Мы официально работаем на российском рынке более трёх лет, работаем с мастерами из Узбекистана и Таджикистана.
Л.М.: Я смотрю, как раз их ножи у Вас и представлены.
Б.Н.: Наша компания является представителем этих клинков по всей России. Мы представляем все среднеазиатские ножи.
Л.М.: Перечислите, пожалуйста, какие именно виды ножей здесь представлены?
Б.Н.: В основном у нас представлены два вида ножей. Первые – таджикские. Их мастера изготовители называют корды. А узбекские называются пчаки. Означает у этих народов и корд и пчак одно и то же – нож. У узбеков для изготовления ножей идёт в основном углеродка - ШХ15 «подшипник» или 65Г «рессора». Таджики, как правило, изготавливают из нержавейки 45Х13 или 95Х18. Рукояти бывают разные. Начиная с простейшего пластика и заканчивая натуральным рогом – сайгака, косули, архара. Есть и из кости, и эбонитовые рукояти.
Л.М.: А из представленных ножей, какие больше всего нравятся?
Б.Н.: Так как они все рабочие, они мне абсолютно все и нравятся. Например, у меня дома есть ножи, начиная с самого маленького и заканчивая большим, который стоит 5500. Есть ещё нож, который стОит 15000…
Л.М.: А за что такая цена?
Б.Н.: За что такая цена: во-первых, специально купили бивень моржа. Во-вторых, работа самого-самого известного мастера. Инкрустация перламутром. Для примера – вот ещё нож с перламутром. Работа мастера отличается? Отличается. Нож изготавливался три недели. Каждая деталь измеряется, нумеруется, подгоняется, вставляется – так и выходит три недели.
Л.М.: Да, работа очень кропотливая.
Б.Н.: Из за этого он и стОит 15000. Есть и за 400 рублей. У меня дома, я уже говорил – начиная с маленького и заканчивая большими ножами.
Л.М.: А на «Клинке» Вы будете?
Б.Н.: Мы на всех выставках бываем. Какие бы выставки ни были – мы всегда там.
Л.М.: Большое спасибо за интервью.
Что и говорить – ножи впечатляют. Лично я уже начал откладывать деньги, чтобы на «Клинке» приобрести себе пчак, может быть не из самых дорогих – но тут уж как получится. Больно уж хочется попробовать в деле узбекский клинок, тем более что и исторические корни и традиции изготовления мастеров Востока говорят сами за себя.