По итогам Первой
Мировой войны Япония стала полноправной хозяйкой азиатского рынка. Начался
постепенный захват не только рынка, но и территорий. Люди власти Ямато
претендовали на установление «нового порядка» во всей Восточной Азии.
В 30-годы XX
века армия и флот Японии вооружаются очень близкими по виду мечами
традиционного типа тати. В армии кю-гун-то заменяется син-гун-то (новый армейский меч). Клинок син-гун-то
промышленного изготовления, но изредка встречаются и старинные клинки. Ножны
деревянные с оболочкой из стали или цветных металлов. На ножнах четыре
обязательных прибора, которые патинируются в хаки, зелёные или коричневые
оттенки. В 1943 году вводится патина чёрного цвета. Распространены «полевые
ножны» - кожаный чехол коричневого цвета. По цвету шнура с кистями определяется
чин офицера. Основной цвет шнура – коричневый. Коричневый с красной нитью у
младших офицеров, с синей нитью – старшие офицеры, присутствие красного цвета с
золотым зигзагом – генералитет. Носился син-гун-то
вертикально. Син-гун-то самый
массовый военный меч Ямато, который прослужил в качестве боевого оружия до
конца Второй Мировой войны.
В 1944 году, с введением режима экономии, некоторые
стандарты син-гун-то были изменены.
Теперь применялось только воронёное железо, рукоять стала крепиться к
хвостовику двумя винтами. Оплётка рукояти сплошная зелёным или коричневым
шнуром.
Кай-гун-то (военно-морской меч), принятый на
вооружение офицеров военно-морских сил, одновременно с армейским син-гун-то в замен кю-гун-то, имел небольшие отличия от сухопутного собрата. Ножны
деревянные, покрытые сине-чёрным лаком или лакированной шагренью. Рукоять кай-гун-то чёрная самэ с оплёткой коричневым шнуром. Детали рукояти из золочёной меди
или бронзы.
С введением военной политики в 30-е годы в семьях древних
самурайских родов появилась мода адаптировать личные мечи к военным стандартам.
Но так как оправы мечей выпускали государственные предприятия, обеспечивающие
армию, такие мечи снаряжены оправами серийного изготовления. Цуба, как правило,
бронзовая, с изображением сакуры, бамбука, морских раковин или звёзд. Шнур
оплётки рукояти чёрный или иссине-зелёный. Ножны покрывались лаком различных
цветов.
С капитуляцией Японии все офицеры были обязаны сдать свои
мечи офицерам оккупационных войск, принимавших капитуляцию. Мечи младшего
комсостава собирались и вывозились как трофеи. По официальным данным
американцами захвачено 661621 клинок. Опять же по официальным данным, 372609
клинков было роздано в виде подарков и в музеи, остальные 289012 клинков были
просто уничтожены.
Относительно искусства ковки мечей, то после запрета на
ношение мечей спрос на них совершенно прекратился и кузнецы-оружейники
оказались не у дел. Они были вынуждены бросить свою работу, а потому каких-либо
явлений в мечах не было.
В 1872 году правительство Японии, озаботившись сохранением
культурного наследия, издаёт Закон о сохранении древнего оружия и антикварных
вещей. В 1887 году утверждается Чрезвычайный комитет по расследованию дел о
сокровищах. В 1907 году вступает в силу Указ, выделяющий мечи в категорию
сокровищ государства. В 1929 году выходит Закон о сохранении государственных
сокровищ, под его действие попадают мечи, хранящиеся и у частных лиц. К тому
же, множество выдающихся вещей, что не попадали под определение государственных
сокровищ, были запрещены к вывозу. С 1933 года действует Закон о сохранении
важных предметов искусства, изделий большой исторической или художественной
ценности, в том числе и мечи.
Что касается технологии ковки клинков в новое время, то в
основной массе это мечи промышленного производства, закалённые в масле (кикай-дзукури). Ковались они из
цельного куска промышленной стали, посему на клинках совершенно отсутствует
узор поверхности, а хамон если и есть, то фальшивый.
В период Сёва (1926 – 1988) фирмой Тэнсёдзин в городе
Камакура изготавливались клинки кай-гун-то
из нержавеющей стали (тай-сю-ко).
Ещё имеются не совсем обычные клинки, изготовленные из рельсов Маньчжурии.
Такие клинки считались высококлассными промышленными изделиями. Их выпускал
арсенал в Мукдене, о чём имеется соответствующая подпись на хвостовике.
В общем-то, на этом история японского меча и заканчивается.
Но…
После забвения и отчуждения, особенно после шока и депрессии
от поражения во Второй Мировой войне, интерес к искусству меча возродился.
Вновь появился спрос на мечи, как на старинные, так и современные, но согласно
традиции ручной ковки. А значит появились и кузнецы. Так что великий меч Ямато
жив.