Рядом со стендом кузнеца Назарова расположился его земляк – Анатолий Титов – также личность в ножевом мире известная. Пока не угас пыл от предыдущего интервью, мы попросили Анатолия Семёновича рассказать о своих ножах.
Леонид Миндолин: Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.
Анатолий Титов: Добрый день. Титов Анатолий Семёнович. Я частный предприниматель. Занимаюсь изготовлением ножей. Производством ножей я начал заниматься в Ворсме одним из самых первых, с 76-го года. Начинали с маленького предприятия, нас было всего пять человек. Сейчас доросли до пятидесяти человек. Ну больше нам и не надо – этого вполне достаточно. Наше предприятие гарантирует самый основной показатель – это надёжность. И, пускай, наши ножи может не обладают таким товарным видом, зато по надёжности – они одни из лучших. Например, у нас очень много ножей с резиновой ручкой.
Л.М.: Я смотрю у вас представлены и резина и наборная береста…
А.Т.: Да и берестяная, и резиновая ручка. Но резиновая ручка – она практически ни у кого не делается. Резиновая ручка – сейчас редкость. Есть текстолит - это вообще практически неубиваемый материал. Что ещё можно отметить в наших ножах по надёжности? Практически все они идут с цельным хвостовиком на гайке, то есть стянутые. А не так, как обычно делается – сперва стянули, потом закрыли задней гардой ручку – потом один раз нажал или ударил – и нож в принципе развалился. Наши ножи – они в принципе неубиваемые. В последнее время мы применяем несколько видов сталей. Самый дешёвый материал – это 60х13 – доступный, один из ходовых, рассчитанный на общего покупателя. 40Х13 – у меня вообще её нет, я её практически уже за материал не считаю. Делаем мы сейчас самый большой объём из стали 95Х18 – кованные ножи. С комбинированными ручками, например береста с орехом, красное дерево есть, и очень много ножей с кожаными рукоятками идёт. Кожа – это действительно такой материал очень тёплый, не скользит, и, я считаю, достойный материал для хороших ножей.
Л.М.: Как вы считаете, ножи с кожаной или берестяной рукоятью, они запахи и жидкие вещества как впитывают?
А.Т.: Кожа не впитывает никаких запахов, береста тоже – это абсурд. Если говорить про намокание – кожа не рассыхается, влагу не впитывает. Береста – если чуть-чуть нажал – она трещит. В любом случае. Цельная береста – она трещит.
Л.М.: Я слышал, что если у ножа наборная берестяная рукоять, если попадает на неё кровь при разделывании зверя остаются и следы и запах опять таки…
А.Т.: Это может быть, если она впитывается, а рукоять неплотно склеена. Но это тоже мало вероятно.
Л.М.: Ну и если рукоять без пропитки?
А.Т.: Да, без пропитки. Хотя насчёт пропитки – рукоять проклеивается. А если она проклеена хорошо, туда уже ничего не впитается.
В последнее время стали делать ножи из 110-й стали. Это один из материалов, который является в России пока что самым лучшим. Лучше 110-й пожалуй и нет. Есть у нас немного булата ЛЮСЯ. Может быть слышали, «Харалуг» - была такая организация здесь в Москве, они занимались этим материалом. Эти ребята работали в своё время «по-крупному», у них на заводе Хруничева был хороший мастер. Он подобрал состав материала, булата, отлили небольшую партию, порядка 8 тонн всего-навсего. Назвал он эту сталь в честь своей жены – ЛЮСЯ. Царствие небесное этому мастеру, он умер и унёс секрет этого литья с собой. Те остатки литого булата ЛЮСЯ, что оставались потом у «Харалуга», они передали мне.
Л.М.: Представлены ли эти ножи здесь?
А.Т.: Да, представлены во-о-он на том нашем стенде (показывает, где лежат ножи из этого булата).
Ну что ещё рассказать? Обыкновенные рядовые чёрные ножи – это 65Г рессора, делаем ножи с костью, с рогом.
Л.М.: В основном у вас ножи идут, я смотрю, с зеркальной полировкой клинка.
А.Т.: Да, с зеркальной полировкой. Матовая идёт только вот эта группа – метательные, с верёвочной намоткой.
Л.М.: Есть ли среди этих ножей какое-то ваше любимое детище?
А.Т.: Вопрос интересный (смеётся).
Л.М.: Я конечно понимаю, что у мастера все «дети» любимые, но может быть что-то из последнего?
А.Т.: По сути дела все ножи – это моя разработка. Где-то что-то я скомбинировал, не то чтобы придумал – всё равно много комбинируешь, где ручку взял, где клинок взял, где что-то доделал. А нравится мне «Казак-1» - хороший нож.
Л.М.: А почему называется «Казак»?
А.Т.: Просто попросил первоначально сделать один товарищ, его фамилия Казаков. И я просто сократил - вот и всё.
Л.М.: Да, такой тяжёлый, приемистый ножичек.
А.Т.: Этот сделан из нержавейки 65Х13, есть второй чёрный – это 65Г рессора. Ручка – резина. Это ножи, скажем так, для среднего покупателя. Такие же ножи есть из 95-й, с костью, ЛЮСЯ - в разном исполнении.
Л.М.: Раз уж зашла речь о покупателях - каков диапазон цен на ваши ножи?
А.Т.: Диапазон цен – в основном от 1000, есть некоторые дешевле, ну я их как-то не принимаю во внимание, и до 5000 рублей.
Л.М.: Большое спасибо, Анатолий Семёнович, за интересную беседу. До свидания.
А.Т.: Не за что. До свидания.
Пообщавшись с таким интересным человеком, мы пришли к выводу, что Ворсма настолько богата мастерами-ножевщиками, что их детища практически не повторяют друг друга. В каждом клинке есть какая-то своя изюминка, а иногда – целая история. Пожелаем же Анатолию Семёновичу дальнейших успехов, а также новых и интересных ножей! И будем надеяться на новую встречу на апрельском «Клинке».