Одно из почётных мест в арсенале самураев занимает копьё. Оно даже стало одним из символов этого сословия.
Конец эпохи Хэйан – начало периода Камакура было временем нагината. Она была лидером древкового оружия. Но именно тогда появляются первые образцы копья - яри, ставшие со временем классикой.
По ходу эволюции яри были созданы всевозможные виды наконечников, но самым древним и классическим считается простой прямой обоюдоострый наконечник суяри, длиной от 15 до 90 см. Крепился наконечник на дубовом, иногда бамбуковом, древке в 180—250 см. с помощью хвостовика. Древко по длине хвостовика в несколько слоёв обматывалось верёвкой и снабжалось подтоком исидзуки и кольцами сэмэганэ.
В родословной яри много неясно, но, что бы не говорилось, сегодня без сомнений понятно, что и само копьё яри и техника боя испытали влияние Китая.
Период Намбокутё (1333 – 1391) был очень бурным периодом истории Японии. Вся страна была охвачена кровопролитными сражениями. Это время сильнейших изменений военного искусства Ниппон. С этого периода в армии буси включаются многочисленные отряды рядовых пехотинцев из «крепостных» крестьян. Сражения превращаются в коллективные действия преобладающих масс слабо подготовленных отрядов пехоты, что и стало основным поводом распространения копья яри. Вчерашний селянин был бессильным перед профессионалом-самураем, с детства изучающим приёмы боя. Но частокол копий, выставленный в бою, быстренько превращал в дуршлаг любого профи или вынуждал отступить. Да и освоить базовую технику копейного боя гораздо быстрее, чем изучить основы обращения с мечом или алебардой. А это весьма ощутимо при обучении большой толпы новобранцев.
В истории Японии отмечен такой любопытный факт. Именно в этот период прославились многие японские богатыри. Из летописей известно, что эти герои из-за неимоверной силы отдавали предпочтения огромным мечам или алебардами, а некоторые – консайбо – тяжеленному колу, окованному железом. Вот против таких чудо-воинов и выручало копьё, которое было длиннее любого вида оружия.
Первая половина эпохи Муромати была довольно спокойной. В этот период яри остаётся, в основном, оружием рядовых солдат, уже как их стандартное оружие. Яри этого периода являли собой обычные копья без каких-либо дополнений.
После смуты годов Онин (1467-1477) начинается «облагораживание» яри. Всё больше высокопоставленных буси используют яри как своё оружие. Почти все даймё создают специальные подразделения копейщиков, действующих по типу фаланги. Появляются яри с сверхдлинными древками. В клане Ода они доходили до 650 см..
С эпохи Адзути-Момояма (1573-1599) яри завоёвывает любовь всё бОльшего числа и военачальников и рядовых самураев. В этот период мастера содзюцу (копейного искусства) создают новое копьё – кагияри. Это копьё с длинным прямым наконечником, с обмоткой у него для предотвращения стекания крови на древко и Г-образной или П-образной перекладиной за нею.
Самым интересным новшеством этого периода было копьё кудаяри – «копьё с трубкой». Оно было снабжено рукоятью-трубкой с гардой. Перемещая в этой трубке древко можно было проводить внезапные и быстрые уколы.
Кто изобрёл это оружие сегодня уже не установить. Но некоторые источники раннетокугавского периода предполагают, что этот вопрос неуместен. Ибо применение копья с трубкой было обыденным делом копейщиков с покалеченной рукой – обычным ранением военных лет. В «Яги дзуйхицу» пишется так: «…Создатель этого копья кудаяри, которое сейчас так превозносят, был мастером боя простым копьём, но когда ему отрубили большой палец левой руки, он уже не мог пользоваться суяри и потому стал привязывать к запястью трубку. А его ученики позабыли, что у них все пальцы на месте, и тоже стали пользоваться трубками и теперь отговариваются, что делают это для скорости уколов. Вот так получается: то, что ныне почитают как чудесное искусство, в действительности восходит к трубке, которую копейщик использовал в безвыходной ситуации. Я пишу об этом не для того, чтобы рассказать об эффективности этого искусства, а чтобы указать на утрату исконной сущности копейного искусства. Слыша о том, как кто-то, не ведая принципа, использует копьё с трубкой, мы должны испытывать гнев. Если будет достигнуто должное понимание принципов копейного искусства, то трубка будет уничтожена».
В эпоху Адзути-Момояма яри получили широчайшее хождение у буси, основалось множество школ содзюцу. Недаром эта эпоха считается эпохой копья.
После падения сёгуната, содзюцу, как и остальные воинские искусства, стало ненужным пережитком прошлого. На какое-то время практика копейного боя практически прервалась. Но это тянулось недолго. В конце 70-х годов XIX века начала распространяться идеология кокусуй, подчёркивающая национальные особенности японцев и Японии. Начала складываться благоприятная почва для возрождения боевых искусств.
По окончании Второй Мировой Войны сохранилось совсем мало старинных школ содзюцу. Они являются ценным культурным достоянием Японии.