Купить ножи
складные и охотничьи ножи
vip-horeca
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Галерея
  • Вопросы
  • Контакты
  • Найфовка
rusdamask.ru

Символизм ножа

23.12.2009
Автор: Василий Слиган
Категория: о ножах в целом
С давних пор, с изначалия истории человека, вещи, окружающие нас, носят определённый символизм, смысл и подтекст, иногда разительно отличающийся у разных народов. Не есть исключением и нож. В массовом сознании нож одновременно и инструмент, и оружие – это и является особенностью в современном мире. Именно сие и определило уникальность ножа в предрассудках и стереотипах. Ныне опыт обращения с ножом у большинства сведён к мизеру – употреблению и, иной раз, приготовлению еды. Этот народ есть идеальная среда для взращивания современных суеверий, ибо о самом ноже и назначении у них понятие самое приблизительное. Это понятие задымлено-затуманено социальными ритуалами и полусознательными, но общепринятыми, представлениями. С ними никто не осмеливается спорить или поставить под сомнение, просто это не приходит в голову. Ковырнув этот пласт, можно нарыть удивительнейших открытий.

В старых исконных поверьях и обычаях нож всегда верный друг и помощник, но требующий к себе уважения и внимания. Нож – символ, показатель свободного и полноправного человека и он же оберег от нечистой силы.

С рождения, с первых вздохов в жизни человека сопровождал и оберегал нож. В Волыни мать, выходя из дома или отходя ко сну, клала нож в колыбель или брала с собой. В колыбель нож клали дабы смерть не приступила или злой дух.

В Сибири подметили, что нечисть боится железа, а посему нож служил охотнику и инструментом, и оберегом. В Скандинавии считали, что отпугнуть вредоносного духа способен только жёлтый металл, поэтому некоторые детали рукояти и прибор ножен имели латунные элементы. И поныне знахари советуют тем, кому кажется, что поблизости обладатель дурного глаза, прикоснуться к железу или, к примеру, взяться за нож или кинжал, который имеет ещё большее защитное действие.

Вместе с тем, нож описывается и как один из атрибутов колдовства. Нож служил и для превращений. Оборотень в славянской мифологии становился зверем, «перекинувшись» через воткнутый нож, иногда – двенадцать ножей.

 У татар, провожая сына в армию, втыкают клинок в потолочную балку кухни. На это множество поверий и одно из них говорит, что нож выпадет, когда сын погибнет. Нашедшему нож на улице, обязательно подобрать его, но непременно в ответ бросить монетку, как бы совершив покупку. У многих народов находка ножа сулила удачу, это знак победы, исполнения давних желаний.

 Но никакого пренебрежения, панибратства нож не терпел и не прощал. Оставленный без присмотра нож мог быть легко использован против владельца. У многих народов бытовал запрет касаться огня ножом – этим «отрезали огню голову», лишая, тем самым, тепла и защиты. У сибиряков-охотников до сей поры жив культ личного ножа. Его берегут, лелеют и нарекают собственным именем. Отдать собственный нож в чужие руки – дурная примета, а уж женщине – тотчас осквернит. Порезаться новым клинком – очень плохо, он будет постоянно желать крови человека. Только боевые клинки должны были с изначала вкусить человеческой крови.

Во многих культурах поломка ножа воспринималась как предвестие катастрофы или порчи, а покупка нового вызовет ревность старого – он перестанет резать и начнёт ржаветь в отместку.

У многих народов юноше, прошедшему инициацию, вручали нож, символизирующий его новый социальный статус – полноценного члена общины. У кавказцев, сикхов, яванцев, шотландцев и многих других, нож или кинжал являлся обязательным атрибутом одежды и выходить без него на люди было просто неприлично. Умирая, хозяин дома оставлял старшему сыну клинок, как знак главенства.

Японские самураи, совершающие обряд ритуального самоубийства – сэппуку – в качестве крайнего оправдания себя перед Небом и людьми, были горды тем, что могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая силу духа и презрения к смерти. Обряд совершался специальным кинжалом – кусунгобу, считавшимся фамильной реликвией.

Женщины-самураи так же исполняли ритуал самоубийства, только перерезая горло. Исполнялся обряд специальным кинжалом (кайкэн). Его дарил муж, как свадебный подарок или вручался каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия.

Таким образом нож, играя важную роль в жизни человека, сопровождал его с первого вздоха до последнего, становясь частью и материального и духовного мира.

Упоминается нож, и довольно часто, в религиозной и мифологической литературе. В древнем Египте нож был магическим оружием, символом защиты и обезвреживания, в мифах серп луны часто именуют ножом. Удивительно близкие образы имеет мифология майя и ацтеков. Бог-творец, символ хтонических сил, божество ночи, покровитель жрецов и колдунов Тескатлипока изображался также кремневым ножом, хранимым на Луне. Одна из его ипостасей, жертвенный нож Ицтли, приняла самое непосредственное участие в рождении нашей, Пятой Эры, после гибели первых четырёх в катаклизмах. Сходные мотивы есть и в буддизме. В религии самураев Синто одним из самых почитаемых богов был Фудо-Мё, которого часто изображали в виде охваченного пламенем меча.

 И уж ежели многовековая история и религия человеческая не может определить что есть нож – добро или зло, то что говорить о нашем законодательстве… Где та грань, та черта, отличающая нож-оружие от ножа-инструмента... 
Прочитали? Понравилось?
А ещё у нас можно:
Добавить в избранное
Акции! Скидки! Конкурсы!
Комментарии к статье "Символизм ножа"
 
1181 день 3 часа 38 минут назад
Комментирует: Сергей
У японцев вообще любая "вещь с лезвием" (т.н. hamono) считалась добрым знаком, когда её дарили. Всё, что имело лезвие, причём не только ножи и мечи, но и ножницы и прочий заточенный инвентарь, по поверьям несли удачу и отваживали всё плохое.
Новый комментарий
имя:
 

комментарий:
   

Если вы не спамер и не бот, введите символы с картинки:

(с) Все материалы защищены законом об авторском праве. Копирование разрешается только с указанием автора и активной ссылки на первоисточник - http://haralug.ru
тестирование ножей, ножевые выставки, купить ножи, карта сайта
Яндекс цитирования