С давних пор, с изначалия истории человека, вещи, окружающие нас, носят определённый символизм, смысл и подтекст, иногда разительно отличающийся у разных народов. Не есть исключением и нож. В массовом сознании нож одновременно и инструмент, и
оружие – это и является особенностью в современном мире. Именно сие и определило уникальность ножа в предрассудках и стереотипах. Ныне опыт обращения с ножом у большинства сведён к мизеру – употреблению и, иной раз, приготовлению еды. Этот народ есть идеальная среда для взращивания современных суеверий, ибо о самом ноже и назначении у них понятие самое приблизительное. Это понятие задымлено-затуманено социальными ритуалами и полусознательными, но общепринятыми, представлениями. С ними никто не осмеливается спорить или поставить под сомнение, просто это не приходит в голову. Ковырнув этот пласт, можно нарыть удивительнейших открытий.
В старых исконных поверьях и обычаях
нож всегда верный друг и помощник, но требующий к себе уважения и внимания. Нож – символ, показатель свободного и полноправного человека и он же оберег от нечистой силы.
С рождения, с первых вздохов в жизни человека сопровождал и оберегал нож. В Волыни мать, выходя из дома или отходя ко сну, клала нож в колыбель или брала с собой. В колыбель нож клали дабы смерть не приступила или злой дух.
В Сибири подметили, что нечисть боится железа, а посему нож служил охотнику и инструментом, и оберегом. В Скандинавии считали, что отпугнуть вредоносного духа способен только жёлтый металл, поэтому некоторые детали рукояти и прибор ножен имели латунные элементы. И поныне знахари советуют тем, кому кажется, что поблизости обладатель дурного глаза, прикоснуться к железу или, к примеру, взяться за нож или кинжал, который имеет ещё большее защитное действие.
Вместе с тем, нож описывается и как один из атрибутов колдовства. Нож служил и для превращений. Оборотень в славянской мифологии становился зверем, «перекинувшись» через воткнутый нож, иногда – двенадцать ножей.
У татар, провожая сына в армию, втыкают клинок в потолочную балку кухни. На это множество поверий и одно из них говорит, что нож выпадет, когда сын погибнет. Нашедшему нож на улице, обязательно подобрать его, но непременно в ответ бросить монетку, как бы совершив покупку. У многих народов находка ножа сулила удачу, это знак победы, исполнения давних желаний.
Но никакого пренебрежения, панибратства нож не терпел и не прощал. Оставленный без присмотра нож мог быть легко использован против владельца. У многих народов бытовал запрет касаться огня ножом – этим «отрезали огню голову», лишая, тем самым, тепла и защиты. У сибиряков-охотников до сей поры жив культ личного ножа. Его берегут, лелеют и нарекают собственным именем. Отдать собственный нож в чужие руки – дурная примета, а уж женщине – тотчас осквернит. Порезаться новым клинком – очень плохо, он будет постоянно желать крови человека. Только боевые клинки должны были с изначала вкусить человеческой крови.
Во многих культурах поломка ножа воспринималась как предвестие катастрофы или порчи, а покупка нового вызовет ревность старого – он перестанет резать и начнёт ржаветь в отместку.
У многих народов юноше, прошедшему инициацию, вручали нож, символизирующий его новый социальный статус – полноценного члена общины. У кавказцев, сикхов, яванцев, шотландцев и многих других, нож или кинжал являлся обязательным атрибутом одежды и выходить без него на люди было просто неприлично. Умирая, хозяин дома оставлял старшему сыну клинок, как знак главенства.
Японские самураи, совершающие обряд ритуального самоубийства –
сэппуку – в качестве крайнего оправдания себя перед Небом и людьми, были горды тем, что могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчёркивая силу духа и презрения к смерти. Обряд совершался специальным кинжалом –
кусунгобу, считавшимся фамильной реликвией.
Женщины-самураи так же исполняли ритуал самоубийства, только перерезая горло. Исполнялся обряд специальным кинжалом (
кайкэн). Его дарил муж, как свадебный подарок или вручался каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия.
Таким образом нож, играя важную роль в жизни человека, сопровождал его с первого вздоха до последнего, становясь частью и материального и духовного мира.
Упоминается нож, и довольно часто, в религиозной и мифологической литературе. В древнем Египте нож был магическим оружием, символом защиты и обезвреживания, в мифах серп луны часто именуют ножом. Удивительно близкие образы имеет мифология майя и ацтеков. Бог-творец, символ хтонических сил, божество ночи, покровитель жрецов и колдунов Тескатлипока изображался также кремневым ножом, хранимым на Луне. Одна из его ипостасей, жертвенный нож Ицтли, приняла самое непосредственное участие в рождении нашей, Пятой Эры, после гибели первых четырёх в катаклизмах. Сходные мотивы есть и в буддизме. В религии самураев Синто одним из самых почитаемых богов был Фудо-Мё, которого часто изображали в виде охваченного пламенем меча.
И уж ежели многовековая история и религия человеческая не может определить что есть нож – добро или зло, то что говорить о нашем законодательстве… Где та грань, та черта, отличающая нож-оружие от ножа-инструмента...