Родившись в период Хэйан (782 – 1184) как новый вид оружия, нагината имела сложную судьбу. Получив распространение в роли оружия мощных пеших воинов, чаще всего сохэй – монахов-воинов, ко второй половине XVI века она оказалась вытесненной копьём и осталась оружием редких богатырей. Но нагината совсем не умерла – отвергнутая самураями, она стала оружием их жён и сестёр. И уже к началу эпохи Токугава (1603 – 1867) нагината считается «женским» оружием.
Итак, нагината.
Нагината являет из себя клинок меча, закреплённый на длинном древке.
Нагината имели различные размеры, всё зависело от вкуса владельца, его физической подготовки и моды. В период Хэйан монахи сохэй чаще всего использовали нагината с клинком до 120см., а в период Эдо распространились нагината с клинками в 45—60см. и древком до 270см. Формы клинков также различались. У некоторых нагината клинки являлись копией мечей, у других – клинок расширялся к концу.
Конструкция нагината определила сочетание приёмов меча и копья в технике фехтования. Связующим с техникой меча является то, что древко нагината овальное, а не круглое, как у копья. С овальной рукоятью удобнее рубить, да и по форме рукояти легче сориентировать клинок. Это сделало нагината эффективным и опасным оружием. Воин, вооружённый нагината, мог рубить и колоть на разных уровнях и различным траекториям. Применять и лезвие, и обух, древко в ближнем бою и железный затыльник-исидзуки. Совладать с ним мог лишь противник с огнестрельным оружием или плотный строй копейщиков. Только поэтому в XVI веке, с приходом тактики плотных отрядов, воин-одиночка с нагината обесценился. Но некоторые приверженцы этого оружия встречались и тогда.
Известно несколько способов написания «нагината». Ранний буквально значит «длинный меч». Так писАлось до середины XVI века, пока не появились действительно длинные мечи с клинками в 120 – 200см. Чтобы не допустить путаницу слово «нагината» стали записывать иероглифами значащими «косящий меч».
Настоящими художниками искусства нагината считались монахи-воины сохэй. Описанием их мастерства полны летописи тех времён. Вот некоторые имена «благочестивых» служителей храмов – «преподобный» Готиан Тадзима, монах-воин Дзёмё и, конечно же, Бэнкэй.
Но вот с какого момента истории нагината взяли в свои руки самураи-дамы. В «воинских повестях» периодов Хэйан и Камакура очень редко упоминаются женщины-воительницы, тем более их подвиги. Но некоторые исследователи считают, что уже тогда женщины-буси осваивали нагината.
В отличие от придворных дам, женщины воинских родов жили в приграничных районах и, по необходимости, воевали в одном строю с отцами и мужьями. Потому положение женщин в домах букэ той эпохи было высоко. Видимо такой высокий статус женщин и жизненная насущность защищать свой дом, требовали их изучать воинские техники. Самое малое сводилось к освоению лука и нагината. Такой выбор основывается практичностью ситуациями, при которых женщины брались за оружие. Женщины овладевали техниками, эффективными против грабителей. Потому абсолютно логично, что они осваивали стрельбу из лука – для дистанционного боя и фехтование нагината, дающее возможность противостоять и конному, и пешему врагу, не подпуская его на ближнюю дистанцию при которой женщина не могла равняться по силе мужчине. Подтверждением тому записи эпохи Сэнгоку (1467-1573) в которых женщины являлись последним рубежом защиты замков. Есть факты, когда жёны даймё, одев роскошные доспехи, возглавляли в бою отряды онна-муся, вооружённых нагината.
Вот один из эпизодов «Бити хёранки» («Повести о военной смуте в районе Бити»): «… жена Мимура Котоку, напуганная массовым самоубийством в осаждённом замке супруга оставшихся в живых женщин и детей, вооружилась и повела на врага отряд из 83-х дам. Вращая свей нагината, она вызвала на бой военачальника врага Ура Хёбу. Но он отказался от поединка, мотивируя, что настоящий воин не сражается с женщинами. Но Мимура преследовала его, пока её не атаковали воины Ура. Прорубив себе путь через ряды нападавших, воительница вернулась в замок.
В «Иранки» («Повести о мятеже в Ига») так же описывается подобный эпизод.
Во время обороны крепости Хидзияма, где собрались основные силы защитников Ига, из крепости верхом на коне выехала красивая женщина с развевающимися на ветру чёрными волосами, перевязанными белой повязкой, в таком же белом одеянии с нагината в руках. Сначала её появление вызвало улыбку воинов Ода, но через несколько мгновений она исчезла. Женщина отлично владела нагината и срубала головы врагов широкими размашистыми ударами. После короткого замешательства на поединок выехал знаменитый воин Тамура Сирота. Но его вид не смутил женщину-воина. Выхватив из поясного мешочка сюрикэн, она метнула его во врага, попав в правое бедро. Тамура выпал из седла и тут же серп клинка нагината снёс ему голову. После такого никто уже не решался на единоборство с воительницей. Тогда копейщики окружили её и убили, пронзив десятком копий. Так погибла 38-летняя госпожа Киё-но годзэн.
В эпоху Эдо Япония, наконец-то, стала мирным государством. Необходимость совершенного владения оружием снизилась. Изменилась и роль женщины в обществе. Жизнь женщин всех сословий очерчивалась всевозможными ограничениями. В спасение дамам самурайских родов пришли, говоря по-европейски, рыцарские романы о воительницах былых времён. Они стали интенсивно изучать фехтование нагината. И теперь, выходя замуж, дочь буси приносила в дом мужа в числе приданого и нагината. Нагината-дзюцу изучалась женщинами не только для готовности к войне, но и для обретения идеалов добродетели, самопожертвования, усвоения освященных историей идеалов военного сословия Ниппон.
И сегодня это оружие не забыто. К счастью, молодые поколения Японии сознают всю опасность потери ценного наследия в боевых искусствах. И живы несколько школ будо, которые и поныне изучают нагината-дзюцу.