После 1868 года японцы, ни на кого не надеясь и не дожидаясь ничьей помощи, провели масштабные реформы в экономике, социологии, государственном устройстве. Но, в отличие от других государств, жители Ниппон не отреклись от своих многовековых традиций. Им хватило ума найти золотую середину японского менталитета с европейской цивилизацией.
После революции Мэйдзи государство взяло курс на просвещение нации и освоение технических достижений Европы, было введено сословное равенство.
В 1868 году чиновником правительства Мори Аринори была подана докладная записка с предложением прекратить ношение мечей. И хотя в ней предлагался добровольный отказ, предложение вызвало сопротивление, и было отвергнуто. В 1870 году правительством издан документ, запрещавший крестьянам и ремесленникам ношение вакидзаси и нагината.
В 1871 году выходит декрет, позволяющий добровольно отказаться от ношения мечей и самурайской причёски. Но привилегию и приверженность к ношению мечей самураями сохранилась. Однако в конце 1875 года министром сухопутных войск предложено именно запрещение ношения мечей. И через четыре месяца Дадзёкан (высший правительственный орган Японии) выпускает приказ «Тайто кинси рэй»:
Приказ о прекращении ношения мечей.
Отныне и впредь мечи могут носить военные чины, а также полицейские чины и чиновники соответствующего ранга только на государственных церемониях, а в прочих случаях ношение мечей запрещается; у нарушителя этого приказа мечи будут конфисковаться.
Многие годы меч не имел практического значения, а теперь утратил и сословно-социальный символ. Традиционное, отточенное веками изготовление мечей практически умерло. Теперь мечи производили под контролем правительства согласно необходимости Министерства Обороны промышленно.
В 1871 году был принят абсолютно новый форменный меч или скорее сабля по европейскому образцу. Она очень напоминала офицерскую саблю военно-морского флота Великобритании образца 1827 года. Это был изогнутый однолезвийный клинок с рукоятью обёрнутой самэ и стянутой витой проволокой, латунной или золочёной гардой в стальных плоских ножнах.
Приблизительно в 1877 году появляются мечи кю-гун-то. Самые первые мечи с клинками массового производства, но множество мечей периода русско-японской войны снабжены старинными клинками. Скорее всего - это семейные мечи или клинки ручной ковки. В 30-е годы XX века кю-гун-то заменяются мечами син-гун-то. Но большинство офицеров отдадут предпочтение кю-гун-то, с которыми провоюют до конца Второй Мировой войны. Ножны кю-гун-то деревянные с оболочкой из никеля или хрома. Рукоять по традиции самурайских мечей оборачивалась самэ и кольцами золочёной витой проволоки, и продольной гравированной накладкой. Гарда латунная золочёная. По гравировке накладки рукояти определялось звание офицера. Генеральская имела голую поверхность с изображением цветка хризантемы у навершия. Старший офицерский состав носил кю-гун-то с накладкой рукояти сплошь покрытой изображением сакуры, младшие офицеры с гладкой накладкой и одним цветком сакуры у навершия. По длине рукояти можно определить происхождение клинка. Клинок массового производства имел короткую рукоять, старинный – длинную.
В 1873 году был принят форменный кю-гун-то для офицеров ВМС, чего до этого не было. В 1886 году утверждается кю-гун-то кавалерии. Рукоять этого меча короткая с деревянными накладками и крестообразными перекрестиями. В навершии отверстие для шнура. Ножны из чёрной стали, в которых клинок удерживался защёлкой с кнопкой на боку рукояти. Клинки промышленного изготовления, но изредка встречаются и старинные с укороченным хвостовиком. Офицерская гарда полированная латунная с отверстиями, а рукоять не деревянная, а самэ белого цвета или роговая с проволочной оплёткой. Ножны из листового хрома или никеля.
В начале эпохи Мэйдзи появляются и полицейские мечи. Короткая рукоять с белой или чёрной самэ с оплёткой проволокой и бронзовой плоской накладкой. Навершие рукояти снабжено отверстием для шнура. Изогнутая узкая гарда тоже имеет отверстие под шнур.