Сёгунат Асикага, чья ставка располагалась в селении Муромати, ко времени правления Ёсимицу остался без оппонентов за власть. Но сложилась новая ситуация – провинции беспрерывно конфликтовали. После убийства шестого сёгуна рода Асикага Ёсинори в 1461 году страна вновь раскололась на два лагеря. Восточный лагерь возглавил род Хосокава, а западный – род Ямана. Конфликт взорвался в 1467 году началом Войны годов Онин, временем смуты сэнгоку-дзидай (эпоха сражающихся царств). Центральной власти не было, государство оказалось расколотым на многочисленные княжества, страна обнищала. Канули в небытие многие древние рода, но на сцену выходили крупные феодалы Такэда, Мори, Уэсуги.
Эти люди проводили прогрессивную экономическую политику, позволяли ремесленникам селиться вокруг своих замков. И к концу XVI века в Японии было 83 призамковых города. Обогащение князей позволило укреплять и замки, и свои армии.
Усиление некоторых даймё, усиление их экономики и военной силы ко второй половине XVI века поставило Японию перед опасностью нового передела территории. Прежние уроки говорили о необходимости центральной власти, но никто не хотел подчиняться. Нужен был лидер Ода Нобунага. Сын мелкого феодала из провинции Овари. Став главой клана в 1551 году, семнадцатилетний Ода начал захват соседних земель. Будучи талантливым военачальником, умным и бесстрашным лидером, вскоре он подчинил бОльшую часть страны и даже смог влиять на сёгунат Асикага. Более того, он свёрг сёгуна Асикага Ёсиака в 1573 году. Этим закончился период власти Асикага, период Муромати.
Сёгуны рода Асикага прилагали много сил для развития культуры. Это был период облагораживания ремёсел философией Дзэн.
Постулаты Дзэн укрепили институт меча, выкристаллизовали его нравственный и духовный статус. В эпоху Муромати меч стал особо почитаем. Этому времени характерна история, когда при осаде замка его владелец письмом просил врага приостановить осаду, чтобы спасти от гибели в пожаре коллекцию мечей, осаду приостановили, мечи передали осаждавшим и только после этого бой возобновился. Такого отношения к мечу в предыдущие времена не было.
Асикага стремились наладить отношения с Китаем и потому в виде даров использовали японские мечи, очень почитаемые на материке.
В годы правления Гэнко и Каму было изобретено яри, а после годов Онин яри получает всё бОльшее распространение.
При постоянных войнах яри очень ценилось как важный вид оружия. Интересно то, что распространение яри с обоюдоострым прямым клинком взаимосвязано с появлением огнестельного оружия. Ружьё в корне изменило тактику боя. Вначале грохот выстрелов пугал конницу. Из-за этого ломался строй, сеялась паника. И, как следствие, стрелки-аркебузиры стали вести огонь целенаправленно по лошадям. Тактика усложнилась, возникла необходимость в обучении солдат ведению боя в толчее. Ничего лучше в таких условиях копья яри не было. Было достаточно ударом копья попасть в доспех врага, чтобы сбить его с ног. Потому даже второпях набранное войско, вооружённоё длинными копьями, являлось серьёзной силой. Конец периода Муромати знАчим ростом роли копий и пехоты.
Для увеличения своего статуса род Асикага многажды заявлял о своей преемственности сёгунату Камакура. Это проявилось даже в моде на мечи. Возвращались узкие клинки, самураи предпочитали тати в стиле раннего Камакура, но с изгибом клинка в верхней половине. Это сказалось и на технике боя. С подвешенным к поясу тати - обнажение меча, замах, удар – три движения, то теперь меч стали носить режущей кромкой вверх, вставляя ножны за пояс. Извлекали меч движением вверх-вперёд, сразу же замахиваясь им и тут же проводя удар. Новые мечи называли утигатана. Они оснащались деталью куригата с отверстием для ремешка и цуба, которой ранее не было. Изгиб клинка сакидзори позволял обнажать утигатана одним естественным движением. Удар, смертоносный удар мог быть нанесён из любого, даже неудобного положения и самого расслабленного состояния. Позднее подобная техника стала искусством йай-дзюцу, где изгиб сакидзори был крайне важен.
Эти преимущества обеспечили утигатана популярность у самураев и знатных особ. От этого повысилось и качество утигатана.
Но это не значит, что кузнецы прекратили производство тати. Множество кузнечных школ сохраняли верность традициям и не знали проблем со сбытом.
Поменялась и терминология мечей. В 1532-1570 годах мечами одати стали называть мечи с длиной клинка более 75 см. Рукоять этих одати делали длиной с расчётом, что поставленный на землю меч доставал до уха владельца. Утигатана разделились на два семейства по длине клинка: более 60 см. – катана, менее – вакидзаси (сопутствующий меч). Эти мечи оснащались цуба, чаще железными резными, рукояти обтягивали шкурой самэ и оплетались шнуром. Ножны лакировали чёрным блестящим гладким лаком. Этот стиль называется оправой Акэти – акэти-косираэ. Это практичный, дешёвый и неброский стиль, что и обеспечило большую популярность.
В период Муромати встречалось широчайшее разнообразие стилей. К примеру, оправы в стиле саямаки произошли от древних оправ стиля цудзура-савамаки (оплётка растением ротанг), которым оплетали и рукоять и ножны. Впоследствии ротанг перестали использовать, имитируя его резьбой. Во время Минамото саямаки назывались ножны, оплетённые шнуром, то в Муромати опять увлеклись имитацией ротанга.
В период Муромати в сражениях мечи солдат были оправлены в стиле акэти-косираэ, а военачальников – итомаки-но тати. Характерные в прежние времена сиридзая теперь стали лишь украшением, утратив символизм статуса или храбрости воина.
Всё это многообразие послужило выделением искусства украшения меча в отдельное ремесло. В этот период появились потомственные династии мечевых ювелиров. Самая известная из них – династия Гото. И поныне её потомки работают в Японии. Искусство оружейников эпохи Муромати вызывает неоднозначные мысли. Невзирая на совершенствование плавки, содействие феодалов, вопреки усилению социального и экономического статуса кузнечного союза, развитие торговли и, даже, несмотря на спрос на мечи, период Муромати значимых имён кузнецов не дал.
До эпохи сэнгоку-дзидай ещё были великие кузнецы, то потом их не было. Считается, что именно большой спрос на оружие и послужил причиной вырождения кузнечного искусства. Мечи покупались сотнями, кузнецов постоянно торопили, требуя быстроты исполнения заказов, Всё это вынуждало забыть о высоком качестве клинков прежних времён, в следствии чего были забыты многие секреты, восстанавливаемые и поныне. Но была и ещё одна причина. Длительная война привела к разрухе и многим даймё приобретать высококлассные клинки стало накладно. Возникла традиция дарения за некоторые заслуги или при определённых обстоятельствах мечей, дополняя этот дар лошадьми и некоторыми ценностями.
И тем не менее, были знАчимые имена и школы периода Муромати. Так мастер Масацунэ (1534-1619) из Сагами, стал личным кузнецом клана Токугава, будущих правителей Ниппон. Славилась школа Гассан в Дэва, сохранили своё мастерство кузнецы провинции Бидзэн. Появившиеся в период Камакура гравировки мечей на клинках в эпоху Муромати перевоплотились в изображения буддийских и синтоистских божеств, которых самураи почитали как защищающих божеств или богов войны.