Город Камакура пал, но это не принесло победы юго-западной коалиции. Асикага Такаудзи после стремительного марша захватил Киото, где возвёл на престол одного из принцев в императоры Комё, а себя провозгласил в 1338 году сёгуном.
Начался период многолетнего противостояния севера и юга. И у каждого были свои императоры, правительства и войска. Противостояние, закончившееся в 1392 году, было затяжным и кровопролитным.
В историческом смысле это было очень короткое время, но весьма значительное в эволюции японского меча. Завершался переход от конных схваток к боям пеших отрядов. Появились первые прямые копья яри, весьма популярные нагината всё удлинялись, клинки «вытягивались» до 70-80 см.
Появился меч одати (большой тати), у которого клинок более метра, а у некоторых - и все полтора. Подобные мечи невозможно носить на поясе, а потому на ножнах появилась деталь, ставшая характерной в будущем – куригатана, в отверстие которой протягивали шнур, проходящий подобно портупее через плечо, Носили одати за спиной, откуда ещё одно название этого меча – сэ-ои-тати (тати, носимый за спиной). Столь большие ножны стесняли в схватке свободу движений и потому их скидывали на землю, этим объясняется простота их отделки.
Помимо укрупнения оружия периода Намбокутё, увеличилось количество мечей менее 70 см., которые носились без цуба, с оплёткой рукояти и ножен. Подобные мечи, возможно, появились в горных районах, заросших лесами.
Самым массовым стилем оправы этого периода был кавадзацуми с кожаной цуба. Такая цуба делалась из той же кожи, что и защитные маски и шлемы самураев. Чтобы защитить такие цуба от дождей их прятали в кожаный мешочек. Так же часто рукоять и часть ножен коси (поясница) оплетались шелковым шнуром. Это делалось, дабы избежать повреждений от бряцания о доспех или активных боевых действий.
Цуба одати также была весьма большой, кованой, железной. Чаще всего – круглой. Со временем (когда точно установить невозможно из-за отсутствия подписей) появились украшения в виде сквозных силуэтов – иероглифов. В основном это были буддистские молитвы.
Период Набокутё славен ещё одним новшеством. В храме Ицукусима хранится цуба меча Мицутада и оправа меча Асикага Такаудзи, изготовленые из сплава меди и золота. После травления особыми химическими растворами, поверхность сплава обретает густой чёрный цвет с фиолетовым отливом. Сплав сякудо – чисто японское изобретение.
В период Намбокутё поменялся стиль закалочных линий. В период Хэйан кузнецы отдавали предпочтение хамон сугуха, в период Камакура - хамон тёдзи, а мастера периода Намбокутё делали хамон сака-тёдзи мидарэ. Часто использовали хамон хитацура (пятнистая закалка по всему лезвию), созданный кузнецами школы Сагами, а возможно и самим Масамунэ.
Период Намбокутё – эпоха заката великой эры японского меча. С 1350 по 1370 годы прекратили своё существование кузнечные школы Рай, Итимондзи, Сэндзюин. «Выжила» шкала Тэгай, выпускавшая оружие для воинов-монахов сохэй храма Тодайдзи.
Приблизительно в 1360 году в провинции Исэ основал школу Сэнго кузнец Мурамаса, который, по легендам, был учеником Масамунэ. Его клинки известны величайшей остротой и прочностью лезвия, а так же способностью мистическим образом притягивать к владельцам несчастья.