Период Камакура(1185 –1332) начался в противостоянии императора Готоба и сёгуната. Заняв трон после гибели своего брата Антоку, император Готоба, не желая подчиняться сёгуну, отрёкся в 1198 году от престола. Император надеялся, опираясь на своих сторонников, сохранить независимость действий.
В 1199 году экс-император Готоба, подерживаемый даймэ западных провинций, объявил войну сёгунату, но проиграл её. Властью в стране окончательно стали кланы воинов. Реальной столицей было селение Камакура, в которой находилась ставка сёгуната.
В XIII веке многие народы Азии столкнулись с ордами Чингисхана. В 1268 и 1269 годах монголы требовали от Японии подчиниться и покориться Великому Хану. Обе стороны готовились к войне. В 1274 году войска хана Хубилая, подавив слабое сопротивление японцев, десантировались в гавани Имацу острова Кюсю. Ошарашенных японцев спасли гибель в бою монгольского главнокомандующего и тайфун, разметавший корабли. Оставшийся без поддержки десант японцы уничтожили. Но всё это заставило самураев делать соответствующие выводы. В 1281 году силами уже двух флотилий монголы подступили к Японии. И опять тайфун погубил корабли.
Монгольские нашествия, затраты на оборону побережья подорвали экономику Японии. Последовавшие мятежи некоторых феодалов переросли в противостояние разорённого востока и богатого юго-запада.
Период Камакура – ярчайшее время искусства японского меча. Огромный спрос на оружие породил появление множества объединений кузнецов. В этот период своё символическое значение сохранили Великие мечи (Дай-то), вошедшие в обиход в период Нара.
Мечи Камакура до нашествий монголов – это, практически, мечи Хэйан. Метод боя – поединок – дуэль всадников. Но монголы многому научили самураев. Эффективность действий массы воинов ошарашила японцев. Плотные ряды пехоты, оставаясь недосягаемыми и неуязвимыми, наносили смертоносные удары. Это заставило самураев обратить больше внимания пехоте. Лучники постепенно сменялись фехтовальщиками с мечами и нагината, Тяжёлые доспехи заменялись более лёгкими.
Помимо прочего оказалось, что мечи Хэйан, разрубающие японский доспех, не справлялись с монгольским доспехом. Уроком первого нашествия монголов стало изменение пропорций клинка для увеличения ударной мощи. Появился стиль икуби-киссаки-но тати (меч с вершиной в виде кабаньей шеи) - очень широкий и толстый клинок с большой вершиной. Самым распространённым типом линии закалки стал хамон тёдзи. Основным свойством тёдзи являлось противостояние разрастанию трещин в лезвии при встрече с преградой. К концу периода Камакура мечи становятся ещё тяжелее, ширина по всей длине клинка могла быть одинаковой. Это были мечи не для работы одной рукой, это были колуны!
В начале XIII века появились нагината с клинками у-но кубидзукури (клинок с усиленной вершиной).
В искусстве украшения мечей период Камакура ничем не выделяется. Самураев интересовала практичность. На сегодня сохранилось очень мало оправ того периода и они не отличаются особым разнообразием. Из новшеств можно выделить стиль ямаганэдзукури, когда ножны оборачивали шкурой обезьяны и покрывали чёрным лаком, и стиль кавадзукуми, когда ножны оборачивали гладкой кожей и лакировали чёрным лаком. Первому стилю отдавали предпочтение воины-монахи сохэй, солдаты и военные священники. В ходу были цуба, которые делались кузнецами из железа из расчёта практичности и удобства. Большой спрос и высокие требования усложнили технологию ковки и разделили в отдельные ремёсла металлургию и шлифовку клинков. Всё это привело к появлению различных приёмов ковки, державшихся в секрете и на сегодня неизвестных. Много мечей периода Камакура высочайшего качества имеют поверхность, напоминающую серый вельвет. И воссоздать подобное сегодня не удаётся. Красотой и качеством мечи Камакура были высочайшего уровня. Это был период творчества.
Стили Ямато, Ямасиро, Бидзэн, Сагами и, возникший чуть позже, стиль Мино были обозначены, как Го-ка-дэн (Пять традиций). Это подчёркивает их значительность из всех остальных. Каждый из этих стилей имел свой почерк от технологии ковки мечей до внешнего вида.
В период Камакура блистали не только школы, но и мастера-одиночки. Школа Аоэ в Биттю мастера Морицугу воспитала много классных кузнецов. Мечи школы Аоэ очень необычны. Узор поверхности клинков – редкие типы тиримэн (волокна крепдешина) и насидзи (поверхность срезанной груши).
Провинция Муцу славна работами кузнецов Ходзю, связанных с традицией Ямасиро. Провинция Бунго острова Кюсю известна мастером Юкихира, выковавши много высококачественных узких тати. В Киото процветала школа Аватагути. С этой школой во многом связаны традиции Ямасиро. В конце периода Хэйан - начале периода Камакура, в школе Аватагути работал мастер Хисакуни, который был личным консультантом экс-императора Готоба.
В группе кузнецов, работающих на экс-императора Готоба были, в основном, мастера провинции Бидзэн. В Бидзэн оказалось множество высочайших кузнецов. Как пример можно привести фамильный меч Токугава кузнеца Нагамицу. Клинок, известный как «Нагамицу Адзуки», знаменит остротой лезвия – падающий боб (адзуки) разрезался на две части без задержки, попав на лезвие.
Тем удивительнее активность в провинции Сагами. Появление, развитие и расцвет нового стиля в XIII веке! Мастера Сагами (или Сосю) работали на военное правительство Камакура и были под его покровительством. Слава стиля Сосю многим обязана легендарному Окадзаки Горо Нюдо Масамунэ. В последствии это имя в Японии стало нарицательным, синонимом совершенства. Основная масса его клинков – мэйто – «меч с именем»; термин, введённый для обозначения клинков исключительного качества или с особой историей, подчёркивающий их уникальность.
В конце этой эпохи прославились и кузнецы, никак не связанные с традициями школ. К примеру, Го-но Ёсихиро и Норисигэ из Эттю, Хосё Садаёси из Ямато.
Нельзя не упомянуть авторитетную школу Рай в Киото. Её основал выходец из Кореи, принявший имя Куниюки.
Творчество оружейников периода Камакура возвысило искусство японского меча до высшего уровня. Это был Золотой век. Больше никогда японские оружейники не достигнут таких высот.