Купить ножи
складные и охотничьи ножи
vip-horeca
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Галерея
  • Вопросы
  • Контакты
  • Найфовка

История японского меча 3

27.01.2010
Автор: Василий Слиган
Категория: оружие Востока

Период Камакура(1185 –1332) начался в противостоянии императора Готоба и сёгуната. Заняв трон после гибели своего брата Антоку, император Готоба, не желая подчиняться сёгуну, отрёкся в 1198 году от престола. Император надеялся, опираясь на своих сторонников, сохранить независимость действий.

 

В 1199 году экс-император Готоба, подерживаемый даймэ западных провинций, объявил войну сёгунату, но проиграл её. Властью в стране окончательно стали кланы воинов. Реальной столицей было селение Камакура, в которой находилась ставка сёгуната.

В XIII веке многие народы Азии столкнулись с ордами Чингисхана. В 1268 и 1269 годах монголы требовали от Японии подчиниться и покориться Великому Хану. Обе стороны готовились к войне. В 1274 году войска хана Хубилая, подавив слабое сопротивление японцев, десантировались в гавани Имацу острова Кюсю. Ошарашенных японцев спасли гибель в бою монгольского главнокомандующего и тайфун, разметавший корабли. Оставшийся без поддержки десант японцы уничтожили. Но всё это заставило самураев делать соответствующие выводы. В 1281 году силами уже двух флотилий монголы подступили к Японии. И опять тайфун погубил корабли.

 

Монгольские нашествия, затраты на оборону побережья подорвали экономику Японии. Последовавшие мятежи некоторых феодалов переросли в противостояние разорённого востока и богатого юго-запада.

 

Период Камакура – ярчайшее время искусства японского меча. Огромный спрос на оружие породил появление множества объединений кузнецов. В этот период своё символическое значение сохранили Великие мечи (Дай-то), вошедшие в обиход в период Нара.

 

 Мечи Камакура до нашествий монголов – это, практически, мечи Хэйан. Метод боя – поединок – дуэль всадников. Но монголы многому научили самураев. Эффективность действий массы воинов ошарашила японцев. Плотные ряды пехоты, оставаясь недосягаемыми и неуязвимыми, наносили смертоносные удары. Это заставило самураев обратить больше внимания пехоте. Лучники постепенно сменялись фехтовальщиками с мечами и нагината, Тяжёлые доспехи заменялись более лёгкими.

 

Помимо прочего оказалось, что мечи Хэйан, разрубающие японский доспех, не справлялись с монгольским доспехом. Уроком первого нашествия монголов стало изменение пропорций клинка для увеличения ударной мощи. Появился стиль икуби-киссаки-но тати (меч с вершиной в виде кабаньей шеи) - очень широкий и толстый клинок с большой вершиной. Самым распространённым типом линии закалки стал хамон тёдзи. Основным свойством тёдзи являлось противостояние разрастанию трещин в лезвии при встрече с преградой. К концу периода Камакура мечи становятся ещё тяжелее, ширина по всей длине клинка могла быть одинаковой. Это были мечи не для работы одной рукой, это были колуны!

 

В начале XIII века появились нагината с клинками у-но кубидзукури (клинок с усиленной вершиной).

 

В искусстве украшения мечей период Камакура ничем не выделяется. Самураев интересовала практичность. На сегодня сохранилось очень мало оправ того периода и они не отличаются особым разнообразием. Из новшеств можно выделить стиль ямаганэдзукури, когда ножны оборачивали шкурой обезьяны и покрывали чёрным лаком, и стиль кавадзукуми, когда ножны оборачивали гладкой кожей и лакировали чёрным лаком. Первому стилю отдавали предпочтение воины-монахи сохэй, солдаты и военные священники. В ходу были цуба, которые делались кузнецами из железа из расчёта практичности и удобства. Большой спрос и высокие требования усложнили технологию ковки и разделили в отдельные ремёсла металлургию и шлифовку клинков. Всё это привело к появлению различных приёмов ковки, державшихся в секрете и на сегодня неизвестных. Много мечей периода Камакура высочайшего качества имеют поверхность, напоминающую серый вельвет. И воссоздать подобное сегодня не удаётся. Красотой и качеством мечи Камакура были высочайшего уровня. Это был период творчества.

 

Стили Ямато, Ямасиро, Бидзэн, Сагами и, возникший чуть позже, стиль Мино были обозначены, как Го-ка-дэн (Пять традиций). Это подчёркивает их значительность из всех остальных. Каждый из этих стилей имел свой почерк от технологии ковки мечей до внешнего вида.

 

В период Камакура блистали не только школы, но и мастера-одиночки. Школа Аоэ в Биттю мастера Морицугу воспитала много классных кузнецов. Мечи школы Аоэ очень необычны. Узор поверхности клинков – редкие типы тиримэн (волокна крепдешина) и насидзи (поверхность срезанной груши).

 

Провинция Муцу славна работами кузнецов Ходзю, связанных с традицией Ямасиро. Провинция Бунго острова Кюсю известна мастером Юкихира, выковавши много высококачественных узких тати. В Киото процветала школа Аватагути. С этой школой во многом связаны традиции Ямасиро. В конце периода Хэйан  - начале периода Камакура, в школе Аватагути работал мастер Хисакуни, который был личным консультантом экс-императора Готоба.

 

В группе кузнецов, работающих на экс-императора Готоба были, в основном, мастера провинции Бидзэн. В Бидзэн оказалось множество высочайших кузнецов. Как пример можно привести фамильный меч Токугава кузнеца Нагамицу. Клинок, известный как «Нагамицу Адзуки», знаменит остротой лезвия – падающий боб (адзуки) разрезался на две части без задержки, попав на лезвие.

 

Тем удивительнее активность в провинции Сагами. Появление, развитие и расцвет нового стиля в XIII веке! Мастера Сагами (или Сосю) работали на военное правительство Камакура и были под его покровительством. Слава стиля Сосю многим обязана легендарному Окадзаки Горо Нюдо Масамунэ. В последствии это имя в Японии стало нарицательным, синонимом совершенства. Основная масса его клинков – мэйто – «меч с именем»; термин, введённый для обозначения клинков исключительного качества или с особой историей, подчёркивающий их уникальность.

 

В конце этой эпохи прославились и кузнецы, никак не связанные с традициями школ. К примеру, Го-но Ёсихиро и Норисигэ из Эттю, Хосё Садаёси из Ямато.

 

Нельзя не упомянуть авторитетную школу Рай в Киото. Её основал выходец из Кореи, принявший имя Куниюки.

 

Творчество оружейников периода Камакура возвысило искусство японского меча до высшего уровня. Это был Золотой век. Больше никогда японские оружейники не достигнут таких высот. 

Прочитали? Понравилось?
А ещё у нас можно:
Добавить в избранное
Акции! Скидки! Конкурсы!
Комментарии к статье "История японского меча 3"
Нет комментариев...
Новый комментарий
имя:

комментарий:
 

Если вы не спамер и не бот, введите символы с картинки:

(с) Все материалы защищены законом об авторском праве. Копирование разрешается только с указанием автора и активной ссылки на первоисточник - https://haralug.ru
тестирование ножей, ножевые выставки, купить ножи, карта сайта
Яндекс цитирования