Во второй половине VIII века в Японии ожесточилась борьба за власть. В этой борьбе, помимо влиятельных родов, активно участвовало и духовенство. Всё это выплеснулось в военный конфликт 784 года, в котором погиб глава дома Фудзивара Накамаро. Вскоре императора перевезли в селение Уда провинции Ямасиро и уговорили основать здесь новую столицу. В 794 году строительство новой столицы Хэйан («Мир и покой») было закончено. В 858 году Фудзивара Ёсифуса возвёл на престол своего малолетнего внука Сэйва. Реальная власть над страной оказалась в руках верховного канцлера (кампаку), выходца из рода Фудзивара. И до 1184 года род Фудзивара главенствовал в пирамиде власти страны Ниппон.
В подобных условиях, когда совершенно не было объединителя нации в виде реального императора, аристократия занялась упрочнением своих кланов. Всё это привело к внутренней политической нестабильности, что и вылилось в решение о самоизоляции страны. В 895 году всякие отношения с Китаем и Кореей были прерваны.
Что в духовном, то и политическом плане для Японии эпохи Хэйан самоизоляция была только на пользу. Пришло время переосмысления ранее полученных ценностей, что и выработало неповторимую, только японцам присущую индивидуальность.
К X веку земли Ниппон окончательно перешли в феодальную собственность. А любой собственности требуется защита. Так появились класс буси и первые самураи. Рассмотрим китайский иероглиф "совершенный человек", а в японской современной транскрипции это верховный правитель. Горизонтальные черты, читающиеся снизу вверх, означают тело, эмоции, разум или Земля, человек, Небо. Если у этого иероглифа убрать нижнюю черту, получится обозначение человека, постигающего высшую сущность, пренебрегая материальным (монах, мистик). Если же убрать верхнюю черту иероглифа, получим обозначение человека, стремящегося к деятельности в материальном мире. Это слуга, исполнитель, воин. Китайское «у-ши» видоизменилось в японское «буси» (дословно – «вооружённый слуга»).
Основной метод боя периода Хэйан – поединок конных лучников. Метод стрельбы из лука вызвал необходимость особо тяжёлого доспеха. А высокая меткость стрелков вынудила делать доспехи довольно плотными и глухими. Такой доспех пробить мечом было совсем непросто, и потому мечи периода Хэйан стали меняться. Появился изгиб клинка. Насколько бы не было остро лезвие меча, но, воздействуя на тело только прямо, распластать его нелегко. Необходимо ещё и рассекающее движение. Поэтому-то появление изгиба усилило поражающий эффект клинка. Наличие изгиба позволило применять секущий удар, мощный сам по себе, но не нагружающий тело клинка. Первоначально изгиб располагался в рукояти, оставляя клинок прямым, но к концу периода изгиб, и довольно выраженный, стал размещаться в зоне клинка, касающейся тела воина, когда меч размещался в ножнах. Такая форма длинного клинка хороша при рубке с возвышения. Первым, с точной датировкой, изогнутым мечом Ниппон является клинок мастера Ки-но Наминохира Юкимаса 1195 года. Свидетельство тому – надпись на его хвостовике. Другим отличием клинков периода Хэйан являлась их большая длина при маленькой вершине. Это обуславливалось спецификой конного боя и глухими доспехами, которые можно поразить только малой вершиной.
В 983 и 987 годах император Итидзё указами снял запреты на ношение мечей в столице, вызвав большой спрос на них. Эти даты связаны с началом расцвета искусства меча в Японии. Роль оружейников увеличилась чрезвычайно.
В конце периода Хэйан было сделано много клинков высочайшего уровня. В годы правления императора Горэйдзэй (1046 – 1068 г.г.) из Китая в Японию прибыли купцы – закупать японские клинки, уже прославившиеся на метрике.
К концу периода Хэйан сформировалась типично японская технология изготовления меча, как и сам японский меч. И в таком виде клинок не менялся тысячелетие.
Но, помимо изогнутых мечей тати в период Хэйан родилось ещё одно, не менее знаменитое оружие. В комплекте с тати носился малый сопутствующий меч коси-гатана (поясной меч), который делался в стиле айкути (подогнанное устье), то есть без цубы. Появились большие мечи нагината с клинком в 40-60 см на рукояти до 170 см. Очень быстро нагината стала очень популярной.
Но о нагината готовится отдельная статья.
В период Хэйан произошло окончательное разделение мечей на парадные и боевые. Этот период оставил много имён реальных кузнецов. Известнейшим кузнецом из Киото был Кокадзи Мунэтика. Среди знаменитых клинков этого кузнеца – «Когицунэ-мару» (Маленькая лисица) и «Така-но су» (Ястребиное гнездо). Однако самый известный – «Микадзуки Мунэтика» (Луна третьего дня). Согласно легенде, этот меч кузнец выковал, служа императору Итидзё, и помогло ему синтоистское божество Инари Мёдзин из Фусими.
После Мунэтика, вплоть до XV века в Киото просуществовала основанная им школа Сандзё.
Ещё одним прославленным кузнецом был Ясуцуна из Хоки. Мечи его изготовления были узкими и сильно изогнутыми, тёмной стали с прекрасными эффектами закалки. Самым известным мечом Ясуцуна является «Додзигири» (Разрубатель Додзи), который получил своё название по итогу схватки Минамото Ёримицу с разбойником и колдуном Сётэндодзи на горе О. Это самый лучший клинок Ясуцуна и самый знаменитый японский меч – один из «Пяти лучших мечей Муромати».
Ясуцуна основал в провинции Хоки школу Охара. Он жил у южного подножья гор Тюгоку, а на северных склонах располагалась провинция Бидзэн. Начиная с периода Хэйан, оружейники этой провинции являлись самыми авторитетными, да и многочисленными на долгие века.
Сёгуны Минамото, кроме двух клинков Ясуцуна из Хоки, обладали мечами мастера Мондзю – «Хигэгири» (Резчик бороды) и «Хидзимару» (Повелитель коленей). Мечи были необычайной остроты и износостойкости лезвий.
Ещё один величайший кузнец периода Хэйан жил на острове Кюсю в селении Миикэ в провинции Тикуго – Тэнта Мицуё – создатель одного из «Пяти лучших мечей Муромати» - меча «О-Тэнта» (Большой Тэнта).
Из-за близости к материку, культура этого региона была несколько выше других мест Японии. К тому же сказывалось покровительство правящих Фудзивара.
К концу периода Хэйан на острове Кюсю появилась ещё одна знаменитая школа кузнецов – Ко-Хидзэн (Старый Хидзэн). Она основана переселенцами из Бидзэн Такацуна.
Прославилась и школа религиозных отшельников Гассан в Дэва, которые тяжким трудом кузнецов усмиряли плоть. Потомки клана Гассан и по сей день живут в городе Нара, продолжая ковать клинки.