Многие с детства помнят сказку о находчивом тульском умельце
Левше, который сумел подковать английскую механическую блоху. Слава тульских
мастеров давно идёт по просторам нашей Родины. Поэтому увидев на выставке «Арсенал» стенд мастеров из Тулы мы не
могли пройти мимо – подошли, познакомились и взяли интервью.
Леонид Миндолин:
Для начала представьтесь, пожалуйста. Что за фирма и как Вас зовут.
Вадим Рудаков: Фирма
называется «Общество Тульских
оружейников». Меня зовут Рудаков
Вадим.
Л.М.: Очень
приятно, Вадим, я – Леонид.
В.Р.: Занимаемся
мы ножами достаточно давно. Я, мой отец – оружейник, сейчас генеральный
директор этой фирмы. И под разными именами занимаемся изготовлением ножей уже 7
или 10 лет. Мастеров много. Занимаемся в основном ножами и миниатюрными
моделями.
Л.М.: Рабочими
естественно?
В.Р.:
Соответственно. На данный момент как самое прогрессивное направление – это как
раз и есть эти миниатюрные модели. Что касается ножей – булата не делаем и
вообще его здесь, в Центральной России, редко кто делает. А вот что касается
дамаска – на любой вкус.
Л.М.: Здесь у вас
все ножи в дамаске идут?
В.Р.: Большинство – это всё дамаск. Или же это мастера,
которые непосредственно работают на нас, или просто заказываем у сторонних
мастеров. Эти мастера даже есть на этой выставке – стоЯт отдельно. Мастеров
очень много разного профиля – граверы, ювелиры, кузнецы, резчики по дереву…
Л.М.: Я смотрю у
вас на стенде представлены очень красивые композиции…
В.Р.: Композиции
интересные и разброс цен на них очень большой – от 20.000 рублей до 300.000
точно. Так же сейчас потихоньку - полегоньку начали заниматься иконами. Но вам
наверное не про иконы интересно…
Л.М.: Нас больше
ножи, естественно, интересуют.
В.Р.: Что
касается ножей - вот стали потихоньку делать складные ножи. Раньше, в общем-то,
редко делали. Сейчас стали делать. У нас два таких ножа, один – здесь на
витрине. Просто они сложнее и всегда проще сделать обычный нож.
Вот есть у нас интересный нескладной нож. Называется «Кальмар» может быть это даже и короткий
меч.
Есть ещё композиция «Забытый
поэт». Сам нож готов, а подставка ещё находится в разработке. Т.е.
предполагалось, что она будет в цвет и там тоже должна быть какая-то идея. Просто
к выставке на скорую руку пришлось делать подставку. Кузнец – Наташа Забелина. Она отдельно здесь
тоже выставляется. Идея, правда, я не знаю чья. Просто давно хотели сделать какой-то
нож такой классический. Сначала хотели сделать что-то «под Пушкина», чтобы там
перо было обязательно, рука с пером – просто настольная композиция для офиса. В
итоге родилась вот такая вот штука. Что это – дерево или рука – я до сих пор,
если честно, сам не понимаю. Ножик-то грозный на самом деле.
Л.М.:
Единственное – рукоять немного неудобно в подушечку ладони упирается. Но он же
больше кабинетный?
В.Р.: Абсолютно
верно. Когда изготавливается высокохудожественный нож, художник об эргономике
вообще не думает. Думают про эргономику, когда делают что-то похожее на военные
ножи.
Л.М.: Ну или
полевые, охотничьи, туристические, экспедиционные…
В.Р.: Дело в том,
что всё, что здесь выставлено – оригинально, аналогов этому нет. Ну вот они
думают про эргономику всё-таки. Возвращаясь к теме – я встречал один нож, у
него упоры настолько сильно впивались в руку, зато смотрелся очень красиво. Но
из-за своих дурацких упоров держать его было просто невыносимо. Не то, что
больно – просто неприятно.
Л.М.: Спасибо большое
за интервью.
Что и говорить – богата Русь-матушка талантами. Не растеряли
тульские мастера страсть к рабочим миниатюрам – маленькие копии огнестрельного
оружия не только великолепно смотрятся, но и всегда готовы к «бою». Хороши и
ножи и произведения иконного искусства. Пожелаем же Тульским оружейникам
успехов и будем ждать их новых творений.