Всему миру известно холодное оружие Японского архипелага и ближнего Востока. Несколько десятилетий тому, с приходом на Русь-матушку вьетнамских боевых искусств, стали известны и некоторые боевые клинки этого государства, адепты Тай-квон-до знают кое-какие виды оружия Кореи. А вот Бирма (с 90-х годов XX века Мьянма) в этом плане просто терра инкогнита.
Археологические данные говорят, что оружие здесь появилось ещё в дремучей древности. Имеются находки бронзовых клинков III тысячелетия до новой эры.
Основные типы клинков народов Мьянмы сформировались в раннее средневековье и, хвала буддизму и почитанию традиций, остались неизменными и поныне.
Мечи Мьянмы. Если исходить от европейской классификации, то это, в первую очередь, танлье. Мьянманский двухлезвийник, ныне – это парадное официальное оружие. Есть и однолезвийные мечи – «да». «Да» широко распространены у всех народов Мьянмы как рабочий инструмент. От боевого этот «хозбыт» отличает тупой мысок клинка с длиной в 45-50 см. Дахэй – длинный меч, считается боевым оружием и достигает 100 и более см. клинка с двуручной рукоятью.
Для народов нага, кхамти, сингфо и других племён горной Северной Мьянмы меч – важный атрибут мужчины. Такой «да» не просто личное оружие воина племени или деталь национального костюма, но и очень часто – родовая реликвия. «Да» показывает социальный статус владельца, его воинскую доблесть. А потому большое внимание уделяется украшению рукояти меча и приборов ножен.
Меч преподносили юноше, уже мужчине при обряде становления полноправным членом общины. И до самой смерти этот клинок сопровождал человека. И по смерти владельца они были неразлучны – меч клали в могилу, предварительно проведя церемонию, освобождающую дух меча. Клинок «да» считался самой священной частью меча. По поверью именно в клинке обитает дух пращура – охранителя хозяина меча и всего его рода.
Техника применения боевого меча создавалась и совершенствовалась многие века. Будущих мужчин рода обучали владению оружием с малолетства. У некоторых племён Мьянмы по сей день существуют «песни меча», напеваемые отцами сыновьям, есть и танцы с мечами. Их секреты строго хранятся, а юношам передаются в гуще джунглей, далеко от селения.
Не только «смерть» меча сопровождали особыми ритуалами, но и его изготовление. В процессе ковки читались молитвы и воскурялись благовония. После ковки клинки натирали особыми травами, пахучими маслами, а иной раз и ядами. Считалось, что всё это усиливает боевые и магические свойства.
В буддизме меч является олицетворением силы Дхаммы – Закона Будды. Традиционно его называют «мечом разящей мудрости», ибо он рассекает тьму невежества, отсекает всевозможные мирские наслаждения.
Сцена обрезания Буддой волос мечом является этим образным представлением и стала канонической темой в религиозной живописи и скульптуре Мьянмы. Сидхартха изображается с длинным обоюдоострым мечом, который удерживается согнутой правой рукой над головой. И именно так носят мечи офицеры королевской армии – положив на плечи за спиной.
При массовом внедрении по всему миру «огнестрела», значимость боевых мечей сошла абсолютно. И своё значение они удерживают лишь в национальных боевых искусствах.